Владелец ювелирного дома «MOISEIKIN» Виктор Моисейкин специально для газеты «Коммерсантъ-Урал» рассказал о тонкостях общения с азиатскими бизнес-партнерами.

Очень часто мы произносим фразу: у нас менталитет. Но только работая в Азии, действительно начинаешь это осознавать в полной мере. Мы смотрим на одни и те же предметы, но видим разные вещи. В нашей культуре существует много предрассудков (например, черная кошка…), и мы к ним относимся немного иронично в силу преобладающего христианского мировоззрения. Нам никогда не придет в голову в проекте 50-этажного дома предусмотреть щель на 40 этажей, сквозь которую дракон из близлежащей горы смотрел бы на море, а иначе он может обидеться на всех жильцов. И не то, чтобы застройщик в это верит в силу определенных причин, нет… просто никто не купит квартиру в доме, если фэн-шуй не в порядке. Это серьезно, и даже очень. Сознание большинства жителей Азии очень мифологизировано. Они обращают внимание на не важные для нас вещи, находя кругом знаки. Фэн-шуй — это только часть сложной системы взаимодействия человека и окружающего мира. Это важно учитывать. Какого у вас цвета визитка, не созвучно ли название компании слову с негативным значением, не много ли у вас в предложении цифр 4 (Есть дома, где вообще нет 4-го этажа). Цифра 4 созвучна слову смерть. И это серьезно. Любовь же, например китайцев, к цифре 8 — просто поражает. Например, недавно, будучи в Шеньчжене, обратил внимание, что у финансового центра парковочные места начинаются с 8, т.е. 81–89 и дальше то же самое, но с другими буквами.

Конечно, вы иностранец и по своей необразованности не знаете всех этих тонкостей, но вы можете пробудить или привлечь неблагоприятные силы. Поэтому будьте осторожны! Нам пришлось изменить цвет пакетов с белого на красный, т.к. белый цвет — символ смерти. И ваши будущие партнеры относятся к вам настороженно, не только сомневаясь в вас, им важно, как вы понимаете их ценности, сможете ли не нарушить вокруг баланс «добрых» сил. Постой совет: давайте при знакомстве визитку «по-азиатски», двумя руками, слегка кланяясь. Этим вы дадите понять, что уважаете их обычаи и готовы им следовать, а значит шансов «обидеть» духов с вами будет меньше. Посоветуйтесь, как будет звучать название компании на местном языке. Будьте внимательны к мелочам и реакции партнера. Четко соблюдайте иерархию. В Азии нет партнерства на равных. Кто-то всегда главнее. Хозяин, например, или тот, кто старше или богаче, или удачливее… но равных нет. Вы должны определить ваши взаимоотношения, и если они вас устраивают, соблюдать. Но это отдельная история...

Виктор Моисейкин, Генеральный директор ЮД «MOISEIKIN»

Вся лента