Правила игры

могут обернуться против того, кто ее затеял, считает корреспондент отдела бизнеса Яна Циноева

Российское машиностроение традиционно живет в режиме вечного аврала — зачастую потенциальные угрозы, маячившие на горизонте несколько лет, должны превратиться в неотложные проблемы, чтобы ими всерьез заинтересовать государство. За свежими примерами не нужно далеко ходить: спустя годы раздумий Казахстан на прошлой неделе ввел утилизационный сбор на автомобили. И в российских автоконцернах, импортирующих туда машины, ужаснулись величине ставок: минимальный сбор по легковым машинам — 67,3 тыс. руб., а если объем двигателя от 3 л, то сумма достигает 516 тыс. руб. По данным "Ъ", Минпромторг до сих пор не придумал решения этой проблемы, хотя экспорт машин сейчас, по сути, единственное, на что делает ставку правительство в попытках спасти внутреннее производство. Казахстан же, несмотря на девальвацию тенге и кризис, до сих пор остается важной экспортной площадкой для российских производителей. По итогам 2015 года, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, лидерами продаж стали Lada, Hyundai, Kia и Renault. В целом продажи в стране упали на 40%, до 97,4 тыс. машин.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Впрочем, во многих российских компаниях, экспортирующих в Казахстан, уверены, что "проблема временная" и утильсбор платить им вскоре не придется. Объем серого импорта в Казахстане резко вырос за последний год во многом из-за девальвации рубля, рассуждают мои источники. При этом если с помощью ввода утильсбора серый ввоз физлицами будет блокирован, то, возможно, непосредственно для автопроизводителей появятся некие "неформальные договоренности". В другой компании надеются, что избежать уплаты утильсбора удастся так же, как это получилось в случае с Белоруссией: сегодня российские концерны не платят сбор благодаря договоренности о квоте на поставку около 25 тыс. машин из Белоруссии в РФ тоже без уплаты сбора.

Однако, как объясняют участники рынка, в случае с Казахстаном договориться о преференциях и уступках по утильсбору будет куда сложнее. Ведь в отличие от Белоруссии, Казахстан входит в ВТО, а "сепаратные договоренности" об облегчении торгового режима между двумя отдельными государствами воспринимаются другими странами--членами ВТО как дискриминация. При этом теоретически Казахстану нужен ввод утильсбора скорее для защиты собственного обвалившегося почти вдвое рынка, нежели как инструмент шантажа: из Казахстана в Россию машины практически не поставляются. Но в Казахстане собираются многие иномарки — Chevrolet, Kia, Skoda, Peugeot.

И тут стоит вспомнить, что изначально утильсбор придумали и ввели в России в 2012 году как защитную меру от импортеров, компенсируя снижение ввозных пошлин при вступлении в ВТО. Вводя такие протекционистские меры, в правительстве едва ли ожидали, что это оборонительное оружие использует против нас партнер по Таможенному союзу.

Вся лента