Выплывают на земснарядах

«Красное Сормово» рассчитывает на новые контракты «Росморпорта» и ищет частных заказчиков

Нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» спустил на воду земснаряд для ФГУП «Росморпорт» — первое дноуглубительное судно, построенное в новейшей истории России. В целом этот контракт исполняется на полгода раньше запланированных сроков: до конца года будут сданы еще два земснаряда. Но кроме заказа «Росморпорта» в гражданском портфеле завода на этот год пока только два танкера. Чтобы загрузить мощности, предприятие ищет заказчиков в ближнем зарубежье, а также рассчитывает на новые контракты с «Росморпортом» и на заказ круизного лайнера, строительство которого инициирует Минпромторг РФ. Такие госзаказы могут стать для предприятия спасительными на фоне снижения спроса на танкеры из-за обмеления рек и снижения доходов зарубежных заказчиков, считают эксперты.

Земснаряд «Соммерс» — первое дноуглубительное судно, построенное в новейшей истории России

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Первое дноуглубительное судно проекта, построенное в рамках контракта для ФГУП «Росморпорт» и ставшее первым земснарядом российского производства в новейшей истории, будет сдано заказчику в мае — в минувшую пятницу земснаряд был спущен на воду. Второе судно серии планируется сдать в августе, третье — в ноябре. В «Росморпорте» рассказали, что строительство ведется с опережением графика на три-пять месяцев: в рамках контракта, подписанного в апреле 2014 года, предусматривалось, что последнее судно проекта будет сдано лишь в апреле 2017 года. Предполагается, что два земснаряда будут приписаны к порту Санкт-Петербурга, чтобы работать в Балтийском море и на Финском заливе, а третий — к порту Туапсе на Черном море.

Кроме трех земснарядов, в портфеле гражданских заказов сормовичей на 2016 год пока только два танкера проекта RST-27 для «Волготранса». В руководстве предприятия говорят, что этого недостаточно для загрузки гражданских мощностей, и ищут других заказчиков, прежде всего в странах СНГ. Так, предприятие ведет переговоры с азербайджанскими судовладельцами о строительстве двух танкеров проекта RST-27. Еще одним потенциальным заказчиком, по данным „Ъ“, может стать Туркменистан: тендер на поставку нефтеналивного танкера и двух транспортно-буксирных судов для обслуживания морских буровых платформ должен был состояться еще в декабре 2015 года, но был отложен.

Новые заказы могут прийти и со стороны того же «Росморпорта»: в этом году ФГУП намерен провести еще два тендера на строительство двух дноуглубительных судов. По словам начальника управления развития и строительства флота «Росморпорта» Владимира Штрамбранда, документация уже сформирована и находится в стадии обсуждения, оба тендера предположительно будут объявлены уже в первом квартале. «Объемы работ, в том числе ремонтного черпания и капстроительства, достаточно большие, мы привлекаем много дноуглубительной техники со стороны, потому что своей техники не хватает», — рассказал господин Штрамбранд, добавив, что в «Росморпорте» довольны темпами и качеством исполнения контракта нижегородским заводом. Однако конкуренцию ему на тендере может составить Онежский судостроительно-судоремонтный завод. «Этот завод не такой крупный, но мы подняли его из банкротства, его нужно загружать», — пояснил господин Штрамбранд.

Еще один перспективный проект для нижегородского завода — строительство круизного судна проекта PV300VD, рассчитанного более чем на 300 пассажиров. О возможности строительства подобных лайнеров для российских туристических компаний говорят уже несколько лет. На минувшей неделе концепция приобрела конкретные очертания: Минпромторг РФ заявил, что планирует заложить круизные суда уже в 2016 году. Названные министерством потенциальные исполнители контракта — астраханский завод «Лотос», «Красное Сормово» и керченский «Залив», предполагаемые заказчики — компании «Мостурфлот», «Водоходъ» и «Ортодокс».

В группе «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП, московское представительство завода «Красное Сормово») рассказали, что уже обсудили с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) степень готовности проекта и приступают к расчетам стоимости строительства лайнера. Представитель ОСК подтвердил перспективу получения этого заказа нижегородским заводом. «Это будет госзакупка, скорее всего будет объявлен тендер. Но принимать участие мы в нем будем, и с достаточной степенью уверенности в победе», — уточнил гендиректор МНП Дмитрий Хритин. «Мы готовы строить такие суда хоть сегодня: нам не нужны инвестиции, новые станки, оснастка, у нас есть все необходимое для строительства», — подтвердил гендиректор завода «Красное Сормово» Николай Жарков.

Комментируя перспективы предприятия на год, генеральный директор компании «Морское инженерное бюро» Геннадий Егоров отмечает, что «Красное Сормово» по-прежнему остается российским лидером гражданского судостроения, но с коммерческими заказами будет все сложнее: «Коммерческое гражданское судостроение сейчас живет прежде всего за счет судов класса река-море. Но в связи с обмелением рек у потенциальных заказчиков возникают проблемы с окупаемостью, прогнозировать которую сейчас непросто». Кроме того, по словам эксперта, у потенциальных заказчиков — государств, зависимых от нефти, в том числе Туркменистана и Азербайджана, сейчас сложности с финансированием. Круизный лайнер проекта PV300VD, по оценке Геннадия Егорова, скорее, имиджевый проект для государства, и «Красное Сормово» — главный претендент на исполнение этого заказа, на втором месте — завод «Лотос». При этом эксперт отмечает, что сроки реализации проекта пока не определены, хотя Минпромторг делает все, чтобы найти для него финансирование.

Анна Павлова

Вся лента