«Табачные компании покупали голливудских актеров»

ВОЗ начинает борьбу с курением в фильмах

Фильмы с курящими героями опасны для детей. ВОЗ рекомендовала ставить на картины, в которых демонстрируется табачная продукция, возрастную маркировку. Организация также призвала правительства стран-участниц ООН лишить продюсеров таких лент государственных субсидий. Подробности — у Альбины Хазеевой.

Фото: Наталья Логинова, Коммерсантъ

Сцены курения содержат больше половины самых кассовых голливудских фильмов, которые вышли в прокат в последние годы. Фактически, фабрика грез рекламирует сигареты, уверены во Всемирной организации здравоохранения. Эффект от такого продвижения колоссальный: по данным американских исследователей, почти 40% подростков приобщаются к табаку после просмотра кино. То есть около 6 млн человек в год только в США. В Европе и Латинской Америке на зрителей тоже часто дымят с экрана: герои курят, к примеру, в 9 из 10 фильмов, произведенных в Исландии и Аргентине. Производители сигарет щедро платят за кадры, в которых герой со вкусом затягивается сигаретой, отметила сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина.

«У нас больше всего доказательств по Голливуду, поскольку именно в США раскрыто достаточно много внутренних документов табачных компаний. Условно, табачные компании покупали голливудских актеров, в том числе таких известных, как, например, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне. С продюсерскими компаниями заключаются контракты, чтобы в фильме появлялись сцены курения. По России мы можем только догадываться, однако, без всякого сомнения, сейчас это мощнейший канал воздействия на публику», — уверена Халтурина.

В 2007 году Американская ассоциация кинокомпаний включила курение в список одного из ключевых факторов, которые учитываются при определении возрастного рейтинга. Комиссия отвечает на три вопроса: как часто в фильме употребляют табак, предстает ли этот процесс привлекательным и оправданы ли такие кадры исторической эпохой. Правда, с тех пор ни одна из картин не получила из-за сигарет маркировку R, которая значит, что зрители до 17 лет могут смотреть ленту только в сопровождении взрослых. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, герои курят примерно в половине фильмов, разрешенных для просмотра детьми с 13 лет. Как правило, такие сцены оправданы задумкой режиссера, считает редактор портала «Фильм Про» Георгий Самсонов.

«Скажем, в сериале "Секретные материалы" есть такой персонаж — Курильщик. У него такое прозвище, потому что он не вынимает сигарету изо рта. Это может вас раздражать, но вы понимаете, что это мотивировано чем-то, что такой персонаж. Будете обращать внимание на то, что, действительно, бывает жуткая зависимость», — полагает Самсонов.

В России после принятия закона об охране здоровья граждан действует запрет на демонстрацию курения и табачных изделий во вновь созданных кинолентах. Однако фактически в фильмах и сериалах, предназначенных для взрослых, герои могут дымить и дальше, подчеркивает глава ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов.

«Для детей во вновь создаваемых фильмах запрещено полностью, поэтому "Ну, погоди!" мы не трогаем. А вот для взрослых в фильмах и сериалах изобразить курение можно, если это является непреложным художественным замыслом. Как определяется непреложность художественного замысла, законодатель нам, к сожалению, определения не дал. Поэтому за последнее время мы видели огромное количество сериалов, где стало появляться несуразно большое количество актов курения, потребления табачной продукции героями», — пояснил Шабашов.

В марте прошлого года глава кинокомпании Disney заявил о том, что студия не будет показывать курение в своих новых фильмах. Решение распространяется на все подразделения и дочки, в том числе Marvel, Pixar и Lucasfilm. Исключение сделают только для исторических личностей, которые не выпускали из рук сигару или сигарету.

Вся лента