«Ситуация очень сложная»

Россия и Польша пытаются договориться о грузоперевозках

На российской границе с Польшей — под Калининградом — скоплений грузового транспорта нет. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщили представители местных СМИ. Ранее польское телевидение сообщало, что на границе задержаны несколько российских водителей. Однако, по последней информации, они отпущены. С понедельника грузовики двух стран не могут пересекать границу. Это связано с тем, что 1 февраля истек срок действия разрешений на перевозки, которыми ежегодно обмениваются Россия и Польша. Сторонам пока не удалось прийти к соглашению о продлении. Председатель комитета Калининградской торгово-промышленной палаты по транспортно-промышленной политике Леонид Степанюк ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.

Фото: Евгений Карасев, Коммерсантъ

— Вы можете подтвердить информацию о том, что сейчас на границе нет никакого скопления грузовиков?

— Да, нет никакого скопления, это чистая правда. Дело в том, что мы эту информацию мониторим. Мы, в принципе, все, что могли, выгнали, выехали в Польшу. А сегодня мы ждем решения российско-польской комиссии, которая продолжает переговоры в Варшаве по этой тематике, по обмену разрешениями.

— Опять же есть у вас какие-то свои источники информации, или просто по ощущениям, по вашему опыту, как вам кажется, сколько еще придется ждать этого решения?

— Ситуация очень сложная, она не похожа на предыдущие годы. Ничего нового Россия не предлагает, на основе адекватного обмена по опыту предыдущих лет Россия запросила такое же количество себе и предложила полякам. Но в этом году польская сторона резко увеличила планку разрешений, которыетим необходимо получить, поэтому сегодня это главная тема.

— Насколько они повысили свои требования по отношению к предыдущему году?

— Скажем так, если они в прошлом году изъездили 235 тыс. разрешений, из них около 5 тыс. трехсторонних, в этом году это же самое количество предложено было Россией. Если Россия 160 тыс. сделала и около 5 тыс. то же самое третьих стран, сколько надо было нам, такое же количество предложено им, и запросила наша сторона. Но поляки по разным причина запросили не менее 100 тыс. разрешений третьих стран. Это такие разрешения на перевозку российских грузов, скажем, из Европы в Россию минуя…

— То есть транзитные, иными словами, разрешения?

— Да, транзитные.

— С чем вы связываете это увеличение количества запросов, стали больше возить из Европы? Вроде, казалось бы, у нас сейчас импортозамещение, наоборот, сокращаются объемы перевозок?

— Да, но дело в том, что даже при тех объемах, которые они делали, они забирали около 70% российского рынка, потому что у них 150 тыс. машин, а в России 40, поэтому и отступать некуда. А почему это они сказали — они ссылаются на приказ, на закон 362, который ужесточает контроль за передвижением польских машин в транзитном сообщении, грубо говоря, исключающий злоупотребления на направлениях и так далее.

— Понятно, скажите, пожалуйста, для региона — все-таки Калининградская область особенная — насколько влияет нарушение привычной схемы, какие убытки несут и область, и сами перевозчики, можно сейчас дать какую-то оценку?

— Пока мы несем, все машины постарались выгнать, и, в принципе, до 15 февраля они заедут. Для примера скажу, по разным оценкам несколько процентов, торговля очень незначительная Польша — Россия. Транзит, может быть, существенный. А для Калининграда это 30% минимум — все, что касается Польши и транзита. Для примера, российские калининградские перевозчики в прошлом году сделали 69 тыс. перевозок, из них 41 тыс. в Польшу и обратно, и 27, по-моему, 28 — транзитом. Поэтому для нас это проблема, пропорционально она составляет уже десятки, 30%, скажем. Конечно, это очень важная проблема.

— А какое количество людей в Калининградской области, по вашей информации, заняты в этом секторе, в грузовых перевозках?

— Если говорить общими цифрами, зарегистрировано 10 тыс. машин, и по разным подсчетам можно считать, что, это только перевозчики, я имею в виду, не считая торгово-производственные предприятия. Это от 20 до 30 тыс. только непосредственно работающих в отрасли.

— Ну, это не считая еще складов, логистики и так далее?

— Да, экспедиторская компания, производственная, которая работает. Поэтому мы, конечно, ищем решение и видим решение этой проблемы, наверное, понимаем больше, скажем так, что нужно делать.

— Когда, по-вашему, если не удастся сегодня договориться, в какой момент область и жители области, которые заняты в этом секторе экономики, действительно уже серьезно почувствуют проблемы от отсутствия работы?

— Я бы так не ставил вопрос. Дело в том, что единственное альтернативное решение — это обмен разрешениями, как для России, так и для Калининграда. Но мы сегодня уже не думаем, что мы станем, потому что можно уже сейчас организовать паромное движение. И плюс мы, конечно же, используем другие маршруты: через Белоруссию, через Литву перевозки, но это временная мера, и еще не было в истории случаев, чтобы мы не договорились в течение одной, двух недель. Потому что огромный объем груза, который возила Польша, и перевозчики, которые там стоят и ждут этих разрешений, тоже на старте, они тоже пострадают. Поэтому я бы не сказал, что мы не найдем какие-то пути, это не основная часть. Грубо говоря, мы на 30% ездим сейчас на Запад, в два раза уменьшился поток, а 70% — в российском направлении и других направлениях. Поэтому придется адаптироваться.

— Есть у вас информация о якобы задержании на польской территории нескольких российских водителей?

— Нет, совершенно официально сегодня наши стороны подтвердили, что машины, которые возвращаются, будут возвращаться, и никаких задержаний не было. И также Минтранс подтвердил, что польские машины будут выходить из России на территорию Польши.

Вся лента