Снова здоровы

На встрече с правительством президенту доложили, что народ всегда готов к встрече с гриппом, а Юрий Трутнев — с Петром Порошенко

В среду президент России Владимир Путин встретился с членами правительства и выяснил все, что хотел: про стычку своего полпреда Юрия Трутнева с президентом Украины Петром Порошенко в Давосе, про функционирование вируса Зика, про то, почему гораздо страшнее его свиной грипп, про поддержку некоторых отраслей экономики, а не банковской системы… Всех подробнее об этом — специальный корреспондент “Ъ” АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ.

Вице-премьер, полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев

Фото: РИА Новости

По мнению министра здравоохранения России Вероники Скворцовой, грипп, в том числе свиной, стране не страшен:

— У нас до начала эпидемии популяционный иммунитет против свиного гриппа составлял более 61%, а для всех других штаммов гриппа — более 77–85%.

Под популяционным иммунитетом Вероника Скворцова понимала прежде всего эффект от прививок, которые были сделаны усилиями ведомства: она сказала, что 45 млн человек такие прививки получили. Правда, все равно не получается 61%. Возможно, Вероника Скворцова имела в виду, что прошлая эпидемия свиного гриппа выявила генетическую несгибаемость русского народа перед гриппом с таким названием и что эти люди теперь зафиксированы как благонадежные и за них не следует беспокоиться. Потому что, видимо, это в крови у русского народа — устойчивость к свиному гриппу.

— Поэтому,— констатировала Вероника Скворцова,— в целом население готово к тому, чтобы не болеть гриппом…

Тут выяснилось, что для выяснения причины такого резкого обострения ситуации следует, конечно, искать в большой политике, а точнее именно для этого случая — в геополитике. Ведь на этот раз, как рассказала Вероника Скворцова, грипп пришел к нам нестандартно: не из Азии, как обычно, а из южных районов страны — Ростовской и Волгоградской областей и Ставропольского края.

А туда он теперь ворвался «из эпидемически неблагополучных регионов Восточной Европы, в том числе c Украины».

Так все, слава богу, стало на свои места. Виновника торжества эпидемии нашли очень быстро. Странно, если на месте Украины оказался бы кто-то другой: с азиатскими странами Россия настолько отношений вроде бы не портила (Турция не считается, потому что она сама уверена в том, что ее место в Евросоюзе).

И даже если так все и обстоит в действительности и Украина перезаражала россиян гриппом (и украинцы при этом выглядят просто шахидами, которые для того, чтобы пострадала Россия, не жалеют сначала самих себя, при этом миссия их непроста: контакты между нами и ними все-таки сведены общими усилиями к минимуму), Вероника Скворцова не могла не понимать, на какую отзывчивую почву, унавоженную жертвами других информационных атак, упадут ее слова (ведь она не сказала: Чехии или Словении…).

Кроме того, у этой эпидемии есть одна особенность, которой может гордиться если не вся страна, то по крайней мере некоторая ее часть, полуостровная:

— В настоящее время, добавила Вероника Скворцова,— превышен эпидпорог в 47 регионах всех федеральных округов, кроме Крымского.

Почему ни один украинский шахид так и не метнулся в Крым, к которому (или, вернее, на который) претензий даже больше, чем к России, понятно: берегут полуостров для себя.

Впрочем, Вероника Скворцова заверила: «Система готова!» И не исключено, что она имела в виду, прежде всего, систему ПВО.

Тут Владимир Путин, которого после Нового года, кажется, не оставляет хорошее настроение, обратил внимание еще вот на что:

— Вероника Игоревна, там еще гадость какая-то из Латинской Америки передвигается! Тоже вирус какой-то!

Надо представлять себе, насколько российский президент не переносит не то что вирусы, а саму мысль о них, а также прививки и любое постороннее вмешательство в жизнь своего организма, чтобы осознать степень его личной заинтересованности в том, что он сейчас говорил.

— Комары, конечно, через океан не перелетят,— произнес президент,— но инфицированные люди могут перелетать и перелетают… Вирус уже появился в Европе…

— Это инфекция Зика,— успокоила его Вероника Скворцова.— Мы держим ее на контроле с момента, как она появилась (прозвучало как «на привязи» или даже «на цепи»: чтобы в нужный момент, если потребуется, спустить на кого надо… а таких всегда, конечно, больше, чем нужно).

Министр рассказала, что задача ее ведомства — выявлять вирус и «тут же иметь отечественные препараты для профилактики и лечения».

— У нас есть закрытый перечень подобных инфекционных агентов (не путать с иностранными.— А. К.), и мы над этим сейчас работаем,— заверила Вероника Скворцова.

Между тем Владимир Путин попросил поделиться впечатлениями о Давосском форуме Юрия Трутнева, который возглавлял в Давосе российскую делегацию.

Юрий Трутнев рассказал почти все как есть:

— Вопросов (по поводу России.— А. К.) в основном ставится два. Первый — это то, что их экономика тоже несет убытки от санкций, которые предприняты против России, и они считают необходимым организовать работу для того, чтобы эти санкции скорее были завершены (кто бы сомневался, что у них могут быть еще какие-нибудь хлопоты.— А. К.).

Во-вторых, «экспортеров нефти, которые тоже говорят о том, что их не устраивает мировая цена на нефть. Они считают, что эта цена не обеспечивает вложений в геологоразведку, освоение новых месторождений, особенно шельфов. Поэтому разговор о координации действий в этой части с целью изменения цены. В противном случае через какой-то определенный период человечество просто столкнется с недостатком энергетики».

— И последнее,— поколебавшись, добавил Юрий Трутнев, и тут обнаружилось то самое «почти как есть».— Была встреча мировых лидеров, на которой тоже отношениям с Россией было уделено много внимания. Там тоже пришлось выступить.

— «Обнажил я бицепс ненароком, даже снял для верности пиджак…» Это Высоцкий не про вас пел, нет? — президент, без сомнения, был в курсе этой ситуации.

– Честно говоря, Владимир Владимирович, практически так, потому что были довольно жесткие нападки со стороны Столтенберга (генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.— “Ъ”), Порошенко (президент Украины Петр Порошенко.— “Ъ”) выступил… Я просто сказал о том, как это видит все население Российской Федерации, 90% от 146 млн, сказал, что картинка — ровно наоборот!

– Так… Аккуратнее, ладно? — и Владимир Путин поглядел на Юрия Трутнева не осуждающе, нет.

Он поглядел на него скорее даже нежно. Так отец глядит на родное дитя, которое, не раздумывая, полезло в драку со старшеклассниками, как только те хамовато выразились насчет папы.

Тем временем эти несколько фраз произвели сильное впечатление на присутствующих, в том числе, конечно, на журналистов, и уже через пару часов можно было прочитать о том, как Юрий Трутнев и Петр Порошенко буквально хватали друг друга за грудки на закрытом для прессы завтраке, а Йенс Столтенберг их разнимал.

Впрочем, как удалось установить “Ъ” в результате молниеносного журналистского расследования, никто никого ни за что не хватал. Если бы господин Трутнев кого-то схватил, то он его бы и кинул: навыки обладателя черного пояса по кекусинкай, в котором акцент делается не на красоту движения и мысли, а на один-единственный, как правило, удар, не дали бы ему возможности поступить по-другому.

На самом деле Юрий Трутнев, реагируя на яркое антироссийское выступление одного из членов украинской делегации (и даже не самого Петра Порошенко), просто резко встал с места и ответил.

И во-первых, когда тренированно встает с места обладатель черного пояса по кекусинкай, уже очень страшно. А во-вторых, если кто-то видел, как стоит Юрий Трутнев, даже когда не слышит антироссийских выступлений, а, например, расслабленно ожидает Владимира Путина в Георгиевском зале Кремля перед началом заседания Госсовета (а это типичная боевая стойка, если вы все-таки почему-то не видели), то станет ясно, что намерения Юрия Трутнева и в самом деле могли показаться более чем прозрачными участникам форума, тем более украинским. И сразу встревоженный ропот прошел по залу, и затаились в своих креслах на всякий случай…

А Владимиру Путину, по информации “Ъ”, потом сразу несколько свидетелей рассказали про эту историю. А Юрия Трутнева после Давоса он встретил только сейчас, вот и не удержался, конечно, тем более что тот сам начал…

Владимир Путин попросил первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова тоже поделиться своими впечатлениями, но только о том, как выполняются последние президентские поручения. Все поручения оказались выполнены, кроме одного: до сих пор не определен статус самозанятых граждан (может, потому, что никто толком не может понять, кто это такие).

Еще несколько минут Игорь Шувалов честно лоббировал предложения, которые Владимир Путин и сам уже пару дней назад слышал на форуме «Опоры России». Но Игорь Шувалов сейчас их фиксировал буквально в форме ближайших постановлений правительства, и форум за эти несколько минут вдруг приобрел для меня просто гигантский смысл.

После этого участники совещания перешли к докладу в закрытой части заседания, посвященной антикризисному плану и поддержке некоторых отраслей экономики.

Впрочем, о том, как это происходило, можно было прочитать уже во вчерашнем номере “Ъ”.

Вся лента