"Значит, у нас нет собственных самолетов? Дожили..."

Почему у "Аэрофлота" не оказалось нужных самолетов

3 февраля 1936 года начальник Главного управления Гражданского воздушного флота И. Ф. Ткачев сообщил Сталину, что из-за отсутствия нужных самолетов "Аэрофлот" не может начать полеты в Прагу. На фоне сообщений о все новых и новых рекордах и выдающихся успехах советской авиации такое событие могло вызвать скандал. Как и способ, предложенный Ткачевым для решения проблемы.

Советская авиация имела отечественные самолеты для эффектных перелетов (на фото — АНТ-14), но для регулярных полетов за границу хотела получить зарубежные

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

Из записки начальника ГУГВФ И. Ф. Ткачева в ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и А. А. Андрееву, 3 февраля 1936 года

В связи с заключением договора с Чехословакией о воздушном сообщении ЦК ВКП(б) обязал Главное Управление Г.В.Ф. в июне — июле 1936 г. открыть пассажирское воздушное сообщение между Москвой и Прагой. На эту линию для поддержания регулярного сообщения необходимо поставить 3 пассажирских самолета, отвечающих современным техническим международным требованиям. В отношении обеспечения безопасности эти требования в основном сводятся к тому, чтобы машины были многомоторными (2-3 мотора), оборудованы всеми необходимыми техническими приборами и радиосвязью и могли бы продолжать полет в случае сдачи одного из моторов. Вследствие того, что трасса Москва--Прага является сравнительно трудной (приходится перелетать горы на высоте 2,5-3 тыс. метров) и протяженность ее в 1900 км надо обязательно покрыть в один день, совершенно естественно на эту линию необходимо поставить проверенные машины с высокими техническими и скоростными показателями.

Я рассчитывал в 1936 г. получить несколько машин новых конструкций от ГУАПа или сделать несколько самолетов типа ЗИГ-1, работа над опытным экземпляром которого была закончена в августе этого года. Сейчас же выясняется, что ГУАП в 1936 г. не даст ни одной машины пассажирского типа, которую можно было бы поставить на линию Москва--Прага. Вопрос о самолете, который при благоприятном прохождении государственных испытаний и запуске в небольшую серию мог бы быть использован на этой линии, сейчас, в связи с катастрофой первой опытной машины, пока отпал. Вследствие этого в 1936 г. я не буду иметь возможности поставить на эту линию требуемые для открытия пассажирского сообщения между Москвой и Прагой самолеты.

Так как открытие воздушного сообщения с Чехословакией имеет большое политическое значение, и работа этой линии должна быть поставлена в благоприятные условия, а ГУАП не может дать к этому сроку какие-либо новые машины, отвечающие требованиям пассажирских перевозок на международных линиях, я не вижу другого выхода из положения, как приобретение за границей нескольких самолетов для линии Москва--Прага...

Так как срок открытия работы линии наступает через несколько месяцев, а покупка и доставка потребует времени, я прошу ускорить решение этого вопроса.

Резолюция Сталина: "Тт. Молотову, Орджоникидзе. Значит, у нас нет собственных самолетов? Дожили... (на документе есть рукописные пометки с характеристиками серийных советских самолетов и расчеты дальности их полета.— "История")".

Из сообщения ТАСС, 1 сентября 1936 года

Сегодня в связи с первым прибытием в Прагу советского аэроплана "АНТ-9" авиалинии Москва--Прага состоялось официальное открытие авиалинии. "АНТ-9" прибыл в 7 часов вечера. С самолетом прибыл директор авиалинии Москва--Прага Каминский. Аэроплан вели советские пилоты Тимошев и Гуревич и механик-радист Котов. На аэродроме состоялась теплая встреча прибывших.

Публикация Светланы Кузнецовой

Вся лента