«"Шпионский мост" — фильм о безграничности человеческой способности к диалогу»

Кинообозреватель «Коммерсантъ FM» Даниил Ротштейн рассказал о новой картине Стивена Спилберга «Шпионский мост».

Прежде чем начать разговор о новом фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост», надо вспомнить одну важную вещь. В 93-м году он снял «Список Шиндлера» — пожалуй, самую знаковую картину о Холокосте. И, тем не менее, 12 лет спустя многие обвинили режиссера в антисемитизме только потому, что в фильме «Мюнхен» он позволил предположить, что в своей охоте за террористами агенты Моссада сами переняли часть их черт. Общечеловеческие ценности — гуманизм, добродетель, милосердие — Спилберга всегда волновали больше, чем та или иная политическая или национальная повестка. Это важно помнить, потому что «Шпионский мост» — это американский фильм о Холодной войне, что по определению сегодня может вызывать у российского зрителя отторжение. В 1957 году агенты ФБР поймали советского шпиона Рудольфа Абеля. Защищать его в суде пригласили адвоката Джеймса Донована — его играет Том Хэнкс. Вместо того, чтобы отходить на заседания для галочки и дать повесить шпиона, юрист пошел на принцип и сделал все, чтобы спасти Абеля от смертной казни. Как оказалось, не зря. Вскоре Донован оказался в Восточном Берлине, чтобы вести переговоры об обмене Абеля на пойманного в СССР пилота американского самолета-шпиона.

Другой режиссер мог бы на основе этой истории снять фильм о хороших американцах и плохих русских, но Спилберг не просто так считается одним из главных кинематографистов современности. Шпион Абель и адвокат Донован в его глазах — люди одного порядка, честные и принципиальные. И благодаря этим качествам, утверждает Спилберг, удалось даже на пике Холодной войны сохранить метафорический мост между враждующими сверхдержавами. «Шпионский мост» — фильм о безграничности человеческой способности к диалогу. Вопрос лишь в том, обращается ли Спилберг к простому зрителю или, скорее, пытается вразумить сильных мира сего.

Вся лента