Города-спутники смогут объединить соседей

Началась разработка концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области до 2043 года. Документ будет принят к концу 2016 года, а к его реализации планируется приступить уже в 2017 году.

Границы между городом и областью постепенно должны стираться

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Участники круглого стола "Петербургская агломерация: совместное видение общего будущего" обсудили пути объединения двух субъектов.

Генеральный директор "Союза российских городов" Александра Игнатьева называет главным условием создания агломерации взаимную заинтересованность субъектов. По мнению участников дискуссии, говорить о таком интересе со стороны Петербурга и Ленобласти преждевременно. Эксперты отмечают, что пока субъекты скорее конкурируют между собой. "Причем Петербург в этой борьбе проигрывает", — констатирует президент Союза архитекторов Петербурга Олег Романов. "Бизнес ринулся в Ленобласть, потому что там ему смогли создать более благоприятные условия. Конфликт за бюджетные поступления пока преобладает над стремлением к координации действий", — полагает Федор Гаврилов, руководитель центра компетенций проекта "Будущий Петербург".

По словам Семена Смушкина, заместителя генерального директора УК "Старт Девелопмент", если речь идет не о переносе завода из одного субъекта в другой, а о создании новых рабочих мест, то это может примирить конфликт города и области. "В городе-спутнике "Южный" более половины всех перспективных площадей отдано под производства, университетский кампус, коммерческие и сервисные предприятия. Мы создаем новую экономику на границе Петербурга и Ленобласти, ориентируясь на высокотехнологичные производства, которые будут востребованы в перспективе 10-20 лет. Это гарантирует поступления в бюджет обоих субъектов, а их конкуренцию между собой может перевести в плоскость сотрудничества с выходом на уровень всероссийской и международной конкуренции".

Развитие агломерации по пути формирования полноценных городов-спутников способно решить и другую острую проблему — транспортную. "Появление самодостаточных подцентров, где люди смогут не только жить, но и работать, снизит маятниковую миграцию. Грамотное перераспределение рабочих мест и общественных пространств приведет к тому, что транспортные схемы потребуют иного подхода", — рассказывает Михаил Кондиайн, заместитель генерального директора архитектурного бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры".

Одна из самых насущных проблем — правовое обеспечение агломерации, без него Петербург и Ленобласть продолжат идти по пути неконтролируемого разрастания без единой стратегии. "У нас еще есть возможность не превратиться в "Титаник" и увернуться от айсберга, на который мы движемся", — уверен Михаил Кондиайн.

По материалам ООО УК "Старт Девелопмент"

Вся лента