Урал приглашают в прокат

Свердловских кинопроизводителей предлагают поддержать законодательно

В свердловском заксобрании намерены создать рабочую группу, которая изучит вопросы поддержки регионального кинопроизводства. Ранее в комитет по соцполитике обратился депутат от ЛДПР Игорь Торощин с предложением обязать кинотеатры Екатеринбурга демонстрировать фильмы, снятые региональными компаниями, в объеме не менее 2% от общего проката в год. По его мнению, это позволит поддержать местных производителей кино и продвинуть их продукцию в прокате. Сформулированный законопроект планируется представить в начале следующего года. Участники рынка считают, что инициатива может привести к убыткам кинотеатров.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Как рассказал свердловский депутат Игорь Торощин, с предложением создать рабочую группу для разработки законопроекта о поддержке регионального кинопроизводства он обратился к председателю комитета заксобрания по соцполитике Вячеславу Погудину. Цель инициативы — закрепить за кинотеатрами Екатеринбурга и Свердловской области обязанность демонстрировать фильмы региональных кинокомпаний в объеме не менее 2% от общегодового проката. «Наши региональные киностудии обделены, их практически нигде не показывают. Мы хотим им помочь, чтобы наша региональная киноиндустрия зародилась. Если продукты студий федерального масштаба в последние годы и показывают, то у региональных компаний дела идут не столь хорошо», — объяснил он. По его словам, в ходе разработки законопроекта нужно будет учесть и то, в каких именно кинотеатрах установить квоту, поскольку значительная их часть в регионе представляет федеральные бизнес-структуры. Пока конкретные условия, на которых кинотеатры могли бы предоставлять свое экранное время свердловским кинопроизводителям, не оговариваются. Господин Торощин рассчитывает, что комитету удастся выйти с законопроектом в марте следующего года.

Вячеслав Погудин заявил, что инициатива будет обязательно рассмотрена комитетом по завершении работы над региональным бюджетом. Он отметил, что проблема должна быть изучена в широком составе рабочей группы, с участием министерства культуры, союза кинематографистов, прокатчиков и других участников рынка. «Как человек, который вырос на нашем кино, я согласен, что присутствие наших отечественных фильмов в прокате — это важная государственная задача. Но чтобы их демонстрировать, нужно для начала обеспечить высокое качество кинопродукции. Решает ли эту задачу предложенная инициатива, пока сказать сложно», — прокомментировал Вячеслав Погудин.

Согласно информации базы данных СПАРК, в области в настоящее время действуют 72 компании, занимающиеся производством фильмов (в том числе, различные продюсерские центры). При этом в регионе зарегистрированы лишь шесть прокатчиков, показом же фильмов занимаются 36 местных компаний.

Участники рынка предложенную инициативу встретили без энтузиазма. Председатель уральского отделения союза кинематографистов Владимир Макеранец считает, что такая форма поддержки не будет действенной. «Это частный бизнес, и если кинокартина хорошая — прокатчик сам ее возьмет», — пояснил он, отметив, что кинопроизводителей нужно поддерживать напрямую. По словам господина Макеранца, аналогичный договор между прокатчиками и Минкультом на федеральном уровне об увеличении числа показов российских фильмов стал возможен потому, что весь кинорынок сосредоточен в Москве. «На Урале кинорынка нет. У нас есть по сути две компании, кино которых можно показывать зрителю — это „29 февраля” Алексея Федорченко и кинокомпания „Снега”», — считает он. При этом если последний фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции» сейчас показывают местные кинотеатры, то «Снега» снимают в основном неигровое кино, которое не приносит прибыли, а потому не представляет интереса для кинопрокатчиков. С ним согласен и директор екатеринбургского кинотеатра «Салют» Сергей Федяков: «Из местных режиссеров можно назвать Алексея Федорченко и Василия Сигарева, но даже если они будут выпускать по фильму в год, они не смогут закрыть эти 2%». В настоящее время «Салют» показывает около 300 фильмов в год, около четверти из них — российского производства. По мнению господина Федякова, если инициативу одобрят, то вместо коммерческих сеансов кинотеатрам придется запускать малобюджетное кино (в том числе уральского производства), которое создавалось для телеэкранов, а не для кинопроката, и кинотеатры будут нести убытки. «Кроме того, непонятно, как местные подзаконные акты будут касаться таких федеральных сетей как „Синема парк”, у которого центр планирования проката находится в Москве», — добавил господин Федяков.

Дмитрий Комаров, Алена Тронина

Вся лента