Сбербанк дождался мотивации

Вознаграждение топ-менеджмента отложили и привязали к акциям

Набсовет Сбербанка наконец-то согласовал программу долгосрочной мотивации менеджмента. Она будет запущена уже в этом году для 19 топ-менеджеров, а в следующем охватит около 300 сотрудников банка. В рамках нее вознаграждение будет привязано не только к прибыли банка, как сейчас, но и к стоимости акций. Сбербанк действует в русле мировых практик, однако привязка к росту акций — опасная тема, так как может привести к манипулированию стоимостью акций, предупреждают эксперты.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Вчера глава Сбербанка Герман Греф объявил о том, что по итогам 2015 года банк применит новую систему вознаграждения. Согласно ей 40% переменной части вознаграждения будет отложено на срок до трех лет и привязано к "фантомным акциям", котировки которых равны рыночным, что позволит избежать размытия акционерного капитала. Вознаграждение будет привязано к цене акций и прибыли банка, уточнил он. "В совокупном пакете вознаграждения членов правления до 80% составляет переменное вознаграждение, размер которого зависит от финансового результата банка,— пояснили в пресс-службе Сбербанка.— 40% переменного вознаграждения будет выплачено с отсрочкой и привязано к стоимости акций". На первом этапе программа будет реализована среди членов правления и старших вице-президентов банка — 19 человек. В следующем году она будет действовать уже примерно для 300 "риск-тейкеров" банка.

О необходимости введения программы мотивации топ-менеджмента в госбанках заговорили после окончания кризиса 2008 года, однако долгое время предлагаемые банками варианты не находили одобрения у ЦБ и Минфина. Так, Минфин настаивал на унификации программ у госбанков, а ЦБ называл варианты "недоработанными". В 2012 году группа ВТБ перешла к предметной подготовке своей опционной программы, не дожидаясь синхронизации со Сбербанком. Однако в настоящий момент программа не действует. "В нынешних условиях мы считаем неэтичным введение новых схем оплаты труда, которые ведут к росту доходов руководящего состава банка",— заявили в пресс-службе ВТБ. Группа ВТБ является крупнейшим получателем господдержки через ОФЗ (более 300 млрд руб.), а одним из условий программы является отказ от бонусов топ-менеджменту (до проведения докапитализации на 50% от суммы госпомощи). По этой же причине, по информации "Ъ", так и не запустилась программа мотивации топ-менеджеров и в Газпромбанке. Напомним, что Сбербанк в программе ОФЗ не участвует.

Среди частных банков программы долгосрочного стимулирования топ-менеджмента, привязанные к определенным KPI, существуют, например, в Альфа-банке, Абсолют-банке и банке "Санкт-Петербург". "Бонусная часть зависит от выполнения конкретных показателей бизнес-плана, которые устанавливаются ежегодно для членов правления и членов совета директоров, выплаты годового бонуса растягиваются на три года",— отмечает глава Абсолют-банка Андрей Дегтярев. В Альфа-банке не стали комментировать детали своей программы, по информации "Ъ", там также существует отсрочка выплат, и часть бонуса у топ-менеджеров конвентируется в фантомные акции с обязательством обратной продажи. Как пояснил "Ъ" предправления банка "Санкт-Петербург" Владислав Гузь, у них часть бонуса рассчитывается от прибыли банка, остальное — совокупность различных KPI, в которые входит и рост стоимости акций банка. "Удельный вес всех KPI в бонусе может достигать до 80% бонуса руководителя в зависимости от курируемого направления",— добавляет он.

В целом формат программы Сбербанка соответствует стандартным западным практикам, отмечает партнер Odgers Berndtson Алексей Сизов. "Сама идея долгосрочного стимулирования менеджмента, безусловно, давно назрела, и хорошо, что банк ее наконец реализует. В будущем с ростом акций Сбербанка можно ожидать и роста вознаграждения",— считает эксперт. Впрочем, в текущей ситуации эксперты не видят предпосылок для роста акций Сбербанка, как и фондового рынка в целом, поэтому о росте вознаграждения пока говорить, вероятно, не приходится. "Зависимость бонусов от цены акций на самом деле довольно опасная стратегия, и на Западе многие от нее отказываются,— указывает топ-менеджер инвестиционной компании.— В этой ситуации целью становится рост акций, а не эффективные бизнес-показатели, и велика вероятность манипулирования рынком, чему есть такие печальные примеры, как Enron".

Юлия Локшина, Ксения Дементьева

Вся лента