Агент под прикрытием

И с лицензией на убийство автомобиля

В одном из фильмов Джемс Бонд говорит: "О человеке судят по величию его врагов". Возьмем на себя смелость поиграть словами. О каскадере судят по величию героев, которых он дублирует. Ну и добавим к этому - по звездности актеров, которые играют героев, которых он дублирует.

Range Rover Sport - SVR был разработан собственным подразделением компании, строящим эксклюзивные и спортивные модификации. Называется подразделение Special Vehicle Operation (SVO). Любопытно, что SVR можно принять за латинское написание СВР - Службы Внешней Разведки РФ. А SVO - код московского аэропорта Шереметьево. Спроста это или неспроста, решайте сами.

Фото: Юрий Алексеев

Ли Кристмас, один из наемников отряда "Неудержимых", в исполнении Джейсона Стэтема. Итан Хант, который всегда выполняет невыполнимые миссии, конечно же, Том Круз. Бывший агент ЦРУ Джейсон Борн - только Мэтт Дэймон и никто другой. Ну и - Бонд, Джемс Бонд, в исполнении Дэниела Крэйга просто блистателен. Все эти крутые парни круто водят свои крутые тачки в своих крутых боевиках. Но вообще-то за рулем не совсем они. Точнее, совсем не они.

Мы не удивимся, если имя Мартина Иванова вам ни о чем не говорит. Две премии Гильдии киноактеров США, два "Тауруса", премии Мировой академии каскадеров, один рекорд, занесенный в Книгу Гиннесса. Работа в качестве автомобильного каскадера больше чем в четырех десятках фильмов, включая самые зрелищные боевики последних десяти лет. На не слишком приличный вопрос "Можно ведь сказать, что вы российский каскадер номер один в международной киноиндустрии?" он отвечает молчанием. Потом все-таки прерывает затянувшуюся паузу: "Честно говоря, мне неловко отвечать на ваш вопрос".

У каскадеров не бывает агентов, которые бы искали им работу, как это принято, например, у актеров. Обычно у каждого постановщика трюков есть своя команда, которую он приводит с собой на новый проект. Попасть в эту команду через какого-то там агента невозможно. Только по личной рекомендации человека, который видел, как ты работаешь, и ему это понравилось.

На съемочной площадке бывает, что отпускают шутки насчет того, что я - русский. На "Спектре" тоже было: мы снимали в Австрии эпизод с погоней по снегу и льду. Были сложности с машинами, не сразу все получалось, ну и Гари Пауэлл, постановщик трюков, все подшучивал на мой счет, что, мол, остальные - ладно, но я-то должен быть привыкшим к таким условиям, в России-то, конечно, снег лежит круглый год.

Пауэлл сам в прошлом каскадер, в том числе он исполнял трюки в трех фильмах про Бонда, в "Золотом глазе" на танке по Петербургу ездил.

В позапрошлом фильме про агента 007, "Квант милосердия", я дублировал Крэйга на Aston Martin, а на Alfa Romeo за мной гнался Марк Хиггинс, известный спортсмен, трехкратный победитель британского чемпионата по ралли. На последнем "Бонде" мы с ним "поменялись". За рулем Aston Martin DB10 я только на тестах покатался, на съемках ездил на нем Хиггинс. Честно говоря, я этому даже обрадовался, потому что DB10 оказался с правым рулем и мне на нем было сложновато работать. С "автоматом" еще туда-сюда, а "механику" левой рукой переключать все-таки несподручно, хотя через какое-то время привыкаешь, конечно. В "Спектре" я преследую Aston Martin на Jaguar C-X75. У него - спасибо - руль слева.

В принципе, можно сказать, что все автомобильные трюки, какие только можно сделать в кино, я уже сделал.

Фото: Юрий Алексеев

Эту погоню в Риме мы снимали почти месяц, актеры на наши съемки приезжали лишь на три дня - это обычная практика, больше нет необходимости. Как и на съемках прошлых "Бондов", Дэниел Крэйг вел себя очень скромно, даже в некотором роде стеснительно. А Дэйв Батиста, наоборот, компанейский и веселый.

Батиста довольно крупный малый, поэтому в сцене римской погони, где я его дублирую, для меня создали специальный костюм, который делал меня похожим на него по комплекции, и я его на время съемок всегда надевал. Еще отлили специальную маску, внутри - под мою голову, а снаружи - под Батисту, ее я надевал, только когда камера снимала слишком крупные планы погони.

Jaguar C-X75 - автомобиль уникальный. У него гибридная установка: четыре электромотора, две микрогазовые турбины, коробки передач в ее привычном виде нет. У компании вроде были планы построить серийную модель на основе этого концепта, который показали в 2010 году на салоне в Париже, но потом от них отказались. C-X75 существует в единственном экземпляре и стоит чуть не десять миллионов фунтов. Так что нет, я не совсем на нем за DB10 гонялся.

Для съемок построили шесть аналогов этого Jaguar, что-то вроде гоночных прототипов. Сваренный из труб каркас накрыт углепластиковым кузовом, выглядит точь-в-точь как концепт. Сзади установлен мотор мощностью 850 лошадиных сил, семиступенчатая коробка передач, гидравлическое сцепление. Машина получилась достаточно сложная в управлении, что усугублялось тем, что ездили мы по брусчатке старых римских улочек.

Журналисты любят подсчитывать, сколько дорогих машин я разбил на съемках того или иного фильма. Но я делаю это не случайно, а специально, именно потому, что сюжет фильма это предполагает. Хотя всякое может случиться.

За 24 серии в руках Бонда побывали самые разные пистолеты. Стрелял он и из Beretta, и из Sauer. Но самое "любимое" оружие агента 007, которое в немалой степени таким образом себя и прославило, - это Walter PPK. Изобретенный в на рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века, Polizei Pistole Kriminal до сих пор считается шедевром оружейного дела.

Фото: Юрий Алексеев

В Риме один из проездов погони снимался перед Ватиканом. Это был долгий дрифт, во время которого мы на высокой скорости подъезжаем к площади Святого Петра, прямо перед ней поворачиваем направо и едем вдоль стены, которой обнесен Ватикан. Гари Пауэлл все время повторял: "Если вдруг вы потеряете контроль над машиной, делайте что угодно, разбивайте что угодно, только не бейтесь об Ватикан".

В другой крупной погоне в "Спектре" участвуют два Land Rover Defender и Range Rover Sport SVR, за которыми гонится самолет. Единственная сложность была в том, что у Range Rover мощность была больше пятисот лошадиных сил и дизельные Defender за ним не поспевали. Из-за огромной разницы в скорости постановщик трюков предлагал, чтобы в этой сцене снимались три Range Rover, так гонка была бы более зрелищной. Но машины менять все же не стали, хоть "Defender и замедляли все погоню.

Вначале я был отобран на роль водителя Land Rover. Именно на роль, в этой сцене каскадеры, по сути, играют сообщников героя Батисты - он как раз сидит на переднем пассажирском сиденье, а сзади - Леа Сейду. Водитель автомобиля несколько раз мелькает в кадре. Мы долго отрабатывали и снимали трюки, а накануне вечером перед съемкой этой сцены уже с актерами Сэм Мендес, режиссер "Спектра", отсмотрев материал, сказал, что я на эту роль не подхожу. Как он выразился, я больше похож на модель для демонстрации нижнего белья, у меня, мол, недостаточно бандитский вид. Поэтому меня поменяли с одним из водителей Defender, лицо которого в кадр не попадает.

И все же самая зрелищная погоня бондианы была в "Кванте милосердия", даже несмотря на то, что в фильме она намного короче, чем мы сняли и чем изначально планировалось. Погоня в "Спектре" скучновата, к тому же большую ее часть актеры вообще разговаривают по телефону!

Если ты начинающий каскадер, имеет смысл переехать в Лондон: вечером тебе позвонили, утром ты уже на съемочной площадке.

Фото: Юрий Алексеев

Это третий фильм про Бонда, на котором я работал. Каждый раз складывается впечатление, что англичане слишком много пускают денег на ветер: снимают неимоверное количество сцен, которые в итоге вырезаются. Это кино, конечно, в прокате заработает много денег, но в этих просчетах на съемках есть что-то неаккуратное. Когда снимают американцы, у них все точнее, они даже лишнего цента тратить не любят.

Конечно, сейчас трюки можно нарисовать на компьютере, нет проблем. Когда я работал на вторых "Мстителях", задачу ставили так: "Стартуй отсюда, остановись здесь, ну а переворот и взрыв мы уже потом дорисуем". В каждом фильме свой подход, ничего плохого в этом нет. Но Джеймс Бонд - это классика, и каскадеры в фильме про Джеймса Бонда - это тоже классика. В бондиане "дорисовать переворот и взрыв" просто не могут себе позволить.

Я работал на шестом "Форсаже". У них странная манера - я такого больше нигде не видел: все трюки они снимают очень медленно и супербезопасно, а скорость "прибавляют" уже при монтаже. Неужели зрители не видят, как странно двигаются автомобили в фильме? Это просто какой-то Чарли Чаплин!

Это в прежние времена в Лос-Анджелесе кипела съемочная жизнь, а сегодня там работы нет. Задушенные налогами "продакшены" переехали из Калифорнии в Новый Орлеан и Атланту. У подавляющего большинства больших проектов база и вовсе в Лондоне, где созданы максимально комфортные условия для работы как в плане налогов, так и в плане съемок: налоги возвращаются полностью, разрешения на съемку выдаются легко.

Если ты начинающий каскадер, имеет смысл переехать в Лондон: вечером тебе позвонили, утром ты уже на съемочной площадке. Сейчас, я знаю, там живет много ребят-каскадеров из Восточной Европы. Наверняка им непросто - Лондон все-таки очень дорогой для проживания город. А мне и из Москвы недалеко - всего три часа лета. Но я все же каскадер уже известный, меня внезапно вызывают редко. А все длинные проекты распланированы заранее.

Я не испытываю страха во время работы. Бывает, может быть, некоторое напряжение, когда трюк слишком сложный.

Фото: Юрий Алексеев

Я познакомился с британским Стигом, Беном Коллинзом, на съемках "Кванта милосердия". Тогда еще зрители не знали, что Стиг - это он, он еще не выпустил свою знаменитую книгу "Человек в белом костюме" и его еще не уволили. А потом мне предложили быть Стигом в русской версии Top Gear, и я, конечно, согласился. В итоге это было довольно интересно. На съемках я протестировал много редких автомобилей, на которых где еще прокатишься. Но проект, конечно, был чересчур низкобюджетным, во многом это его и погубило.

А с Коллинзом мы потом много где работали: "Форсаж", "Джек Райан", "Миссия невыполнима"... В этом году я приезжал к нему в Лондон, где он снимал фильм "Бен Коллинз, автомобильный каскадер". Суть в том, что в фильме он пытается выбрать идеальную машину для кинопогони. Мне выпала роль удирать от него на Audi S8, а он пытался догнать меня на самых разных автомобилях.

Съемки нового "Борна" уже начались, главную роль там снова играет Мэтт Дэймон. Мэтт очень компанейский, он всегда со всеми поговорит на съемочной площадке, пошутит, посмеется. Это будет уже мой третий "Борн", где я дублирую Дэймона, в шутку он называет меня Русским Безумный Максом. Месяц назад на Тенерифе мы сняли уже одну погоню. В ней герой Мэтта едет на мотоцикле. Я, конечно, могу проехать на мотоцикле, но трюки на нем не выполняю. Поэтому в этой сцене я дублирую героя Винсента Касселя - он едет на машине. Мэтт в шутку все время мне говорил, что это ему не очень нравится. В январе и феврале мы будем снимать в Лас-Вегасе другую погоню, уже без мотоциклов, на двух машинах. И Мэтт все приговаривал: "В Лас-Вегасе будешь дублировать только меня!"

В принципе, можно сказать, что все автомобильные трюки, какие только можно сделать в кино, я уже сделал. В этом моя карьера идеальна. С другой стороны, в каждом новом фильме придумывается что-то новое, в "Спектре", например, мы с Хиггинсом на скорости 130 км/час едем по стене с уклоном 45 градусов. Ощущения, конечно, необычные.

Я не испытываю страха во время работы. Бывает, может быть, некоторое напряжение, когда трюк слишком сложный. Например, такой, какой мы сделали год назад с Майком Райаном. Он специализируется на трюках с грузовиками. Я ехал на машине Формулы 1, а он перепрыгивал через меня на фуре. Риск был в том, что трамплин, благодаря которому грузовик и совершал надо мной свой прыжок, мог, например, не выдержать веса тягача и развалиться. В принципе, я видел, как фура заезжала на трамплин, и в случае нештатной ситуации мог бы проехать прямо, а не сворачивать налево, под грузовик. Риск был, но все прошло нормально. А сам прыжок вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

Фото: Юрий Алексеев

Постановщик трюков решает, что опасно, а что неопасно. Он же несет за все ответственность. И если постановщик отказывается от трюка, значит, тому есть веские причины, а если запускает каскадера на площадку, значит, трюк исполнить можно. Поэтому я сам никогда не отказывался выполнять тот или иной трюк. За меня все решения уже приняли.

У меня нет любимой погони из каких-то классических фильмов. Сейчас все эти трюки смотрятся немного смешно. Последний фильм, который я смотрел, был вообще без автомобилей. Мы ходили на "Марсианина" вместе с сыном, ему сейчас пять лет. Он, в отличие от многих, меня про Мэтта Дэймона не спрашивает. Он космосом интересуется и про него главным образом мне вопросы задает.

Range Rover Sport - SVR



Двигатель, типбензиновый, V8
Рабочий объем, куб. см4999
Мощность, л. с.550
Максимальный крутящий момент,680 при 3500-4000
Нм при об/мин
Трансмиссия8AT
Разгон до 100 км/ч
Максимальная скорость, км/ч260
Цена в России, руб.от 7 609 000
Вся лента