«Тихонечко» проехались

Водители фур в Татарстане выразили недовольство новыми сборами

Вчера дальнобойщики Татарстана робко, но все же присоединились к прошедшей в ряде регионов России акции протеста против вводимого сбора за проезд по автотрассам. В правоохранительных органах республики „Ъ“ дали понять, что с татарстанскими водителями были проведены «профилактические мероприятия». В результате, по словам источника в полиции, они ограничились тем, что «тихонечко» проехались колонной примерно из двух десятков большегрузов по трассе на скорости 50 км/ч, «не мешая движению».

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Вчера в полиции „Ъ“ рассказали, что татарстанские водители большегрузов не доставили проблем в связи в проведенными в разных регионах России акциями против грядущего 15 ноября введения платы за проезд по федеральным автотрассам для грузовиков массой более 12 т. В МВД по Татарстану дали понять, что накануне провели с дальнобойщиками «профилактические мероприятия», рассказав им об ответственности за проведение не согласованных с властями протестных мероприятий. В результате, по словам правоохранителей, в регионе водители ограничились лишь тем, что «тихонечко» проехались колонной примерно из 20 большегрузов по трассе со скоростью около 50 км/ч, чем, как уверяют силовики, «не мешали движению». Между тем из социальных сетей известно, что акции прошли в Набережных Челнах и в Альметьевске, где водители выстроили десятки большегрузов вдоль дорог, заняв не только обочины, но и правые полосы.

Распоряжение, обязующее дальнобойщиков платить за пользование федеральными трассами, во вторник подписал премьер Дмитрий Медведев. Согласно документу, тариф за проезд 1 км магистрали на машине грузоподъемностью свыше 12 тонн составит 1,53 руб., с февраля следующего года — 3 руб., а с 2019 года — 3,73 руб. Для отслеживания передвижения в каждый грузовик должно быть поставлено оборудование с технологией спутникового слежения — так называемая система «Платон». «Принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом», — заявляли в правительстве.

Вчера под Москвой дальнобойщики собрались в двух местах, заняв обочины автодороги М-5 «Урал» и М-4 «Дон», и в течение часа заявляли о несогласии с новыми поборами ревом моторов и гудением сигналов. «Мы вышли на предварительную забастовку против платных дорог, и я поддерживаю своих товарищей», — рассказал 36-летний водитель Олег Рощупкин. По его мнению, многие компании-перевозчики не осилят новые сборы и «станут задирать цены на свои услуги». В итоге, по его мнению, «пойдет цепная реакция, грузоотправитель поднимет цену грузополучателю, а заплатит за все конечный потребитель». «А это значит, что мне самому придется покупать более дорогой хлеб, который сам же и вожу», — вторит коллеге хозяин и водитель «МАЗа» Дмитрий Кололай. «Чистой прибыли в месяц я получаю 60–80 тыс. руб. Если посчитать эти 3,73 руб. за километр, то для того, чтобы съездить в Новосибирск, я должен отдать 15 тыс. руб. неизвестно на что и неизвестно кому», — рассуждает водитель. По мнению участников стачки, чтобы не доводить ситуацию до перекрытия дорог, систему сбора платы с грузовиков нужно отложить на три года, до тех пор, пока не кончится кризис в стране.

Самая масштабная акция протеста прошла на трассе М-4 «Дон» в Ростовской области. Рано утром к назначенному месту проведения акции в районе хутора Ленина подъехало два бронированных «Урала» с ОМОНом и целый батальон ДПС. Сотрудники полиции попытались не допустить акции протеста, ссылаясь на нарушение закона о митингах. Дальнобойщики, пошумев, что они за три дня до проведения акции уведомили о ней местные власти, все же переехали протестовать в другое место — на стоянку придорожной гостиницы «Родина». На запыленных полуприцепах фур было надписано: «„Платону“ — нет». «Эти сборы разорят наш бизнес, мы имеем в собственности по две-три фуры, маршруты движения определяем оперативно, а нововведения обязывают перед выполнением заказа получить в региональном центре маршрутную карту и платить за каждый километр пути. Если водитель отклонится от маршрута раз, то штраф 45 тыс. руб., а крупная компания должна заплатить 450 тыс. руб.», — перечислил претензии к чиновникам директор компании «Викел» Виктор Богданенко. К десяти утра колонна фур протестующих растянулась по трассе на 50 км. Большегрузы в два ряда двигались по магистрали со скоростью 15 км/ч, практически блокировав трассу «Дон». В ходе акции было собрано более 400 подписей под обращением к президенту РФ с просьбой отменить новые сборы.

В Перми 30 дальнобойщиков устроили импровизированную пробку на федеральной трассе Пермь — Кунгур, медленно проехав до города. В Екатеринбурге 100 грузовых фур собрались на 8-ом километре кольцевой автодороги. Практически все машины были покрыты толстым слоем грязи, на которой водители писали «Нет „Платону“» и «Долой коррупцию!». К месту проведения акции прибыло порядка шести экипажей ГИБДД: они подходили к каждому водителю, проверяли документы и предлагали мирно разъехаться. Те, у кого оказывались неоплаченные штрафы, уезжали, при этом в знак солидарности ехали медленно, со скоростью не более 20 км/ч.

В Сургуте акция продолжалась в течение трех часов: приехало 100 человек на 30 грузовиках. В Белгородской области в забастовке участвовали водители примерно 100 грузовиков: они встали на «аварийках» у обочины трассы Москва — Крым между Белгородом и Жданово и пообещали, «в случае чего перекрыть федеральную трассу». В Воронеже акция собрала около 50 человек, водители собрались на окраине Воронежа у обочины трассы Саратов — Курск (А144). «15 ноября мы просто поставим машины на прикол, никакие грузы никуда не повезем и посмотрим на реакцию властей», — заявил глава местного профсоюза дальнобойщиков Андрей Никитков.

В Нижнем Новгороде акция, проходившая на границе города-спутника Кстово, собрала водителей 50 фур. Один из участников принес с собой наряженное в спецовку и джинсы чучело, в руках у которого был плакат «Он был водителем-дальнобойщиком и был вынужден платить 3,73 руб. за км. Продолжение уже скоро во всех магазинах страны».

В Татарстане владельцы компаний об акции говорили неохотно, утверждая, что все машины у них находятся в рейсах, чтобы успеть выполнить заказы до 15 ноября. После этой даты «придется на какое-то время встать, отправив водителей в административные отпуска», — признался „Ъ“ директор одного из транспортных предприятий.

Афонасий Сборов, Полина Петрова

Вся лента