Отели выиграли от кризиса

В нынешнем году Санкт-Петербург был признан главным туристическим направлением в Европе по версии World Travel Awards, и небезосновательно. В первой половине года в городе прошел ряд крупных международных мероприятий. В силу колебаний валют и изменений в политическом и экономическом климате страны наблюдалось увеличение объема внутреннего туризма; повысилось внимание к городу и со стороны международных туристов, в основном с рынков группового спроса, чему также способствовала теплая в этом году осень.

Загрузка качественных гостиниц в среднем по петербургскому рынку выросла по итогам первых девяти месяцев года почти на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Илья Андреев, вице-президент NAI Becar, подсчитал, что поток внутренних туристов вырос на 20-30% по сравнению с прошлым годом.

Дмитрий Ким, руководитель отдела оценки АН "АРИН", говорит, что иностранный туризм сократился на 7-8%. "Тем не менее некоторые страны показывают повышение. Увеличился поток из Китая, Южной Кореи, Бельгии, Литвы, Белоруссии и Норвегии. Традиционно потоки из стран Азии растут на 15-20% в год".

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ "Финам", говорит: "На мой взгляд, рост загрузки отелей — вполне закономерный процесс. Поскольку национальная валюта по-прежнему достаточно сильно ослаблена по отношению к доллару и евро, это автоматически ведет к значительному росту стоимости зарубежного отдыха для населения в пересчете на рубли".

По словам Татьяны Веллер, руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL, загрузка качественных гостиниц в среднем по петербургскому рынку выросла по итогам первых девяти месяцев года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года почти на 12% — семь из десяти номеров были заняты каждую ночь с начала года. "В третьем квартале все сегменты, за исключением люксового, привлекли небывалое число гостей — загрузка в каждом из них за этот период превысила 80%, а в верхнем сегменте — 90%, — комментирует Татьяна Веллер. — В целом за три квартала показатель ADR (средний тариф) по рынку продемонстрировал рост на 8% — до 6,5 тыс. рублей (в основном благодаря увеличению показателя в люксовом сегменте), что в совокупности привело к увеличению RevPAR (доходность на номер) в среднем по рынку на 28% — до 4,2 тыс. рублей".

Единственный сегмент и единственный показатель, где была зафиксирована по итогам первых трех кварталов года отрицательная динамика, — это тариф в среднем сегменте, который снизился всего на 1%, тогда как во всех остальных сегментах рынка наблюдалась позитивная динамика всех показателей.

Дмитрий Ким подтверждает эту тенденцию: "Не лучшие времена переживают мини-отели и хостелы. Многие владельцы продают свой бизнес. Это происходит из-за снижения спроса — люди с достатком ниже среднего экономят на поездках в кризис".

Стоит отметить, что в каждом из трех верхних ценовых сегментов (в люксовом, верхнем пределе верхнего и верхнем) загрузка за этот период выросла более чем на 20%, что привело к очень серьезному увеличению RevPAR (например, в люксовом сегменте на впечатляющие 47%).

"Дополнительный спрос, пришедший в этом году на рынок Петербурга, был в первую очередь нацелен на гостиницы высоких сегментов, в то время как более низкие сегменты получили меньшую долю этого потока, — говорит Татьяна Веллер. — В течение первых девяти месяцев 2015 года петербургские гостиницы достигли высоких операционных показателей, и основной задачей на ближайшее время станет управление — как ожиданиями, так и расходами. Участникам рынка в начинающийся зимний сезон придется приложить определенные усилия для того, чтобы капитализировать результаты нынешнего года. По нашим данным, в течение ближайшего года ввод новых объектов международного уровня в Петербурге не ожидается, а значит, существующие отели будут иметь возможность комфортно поработать с новым спросом".

Тимур Нигматуллин полагает, что в будущем отельный бизнес продолжит рост: "Поскольку, на мой взгляд, в ближайшие годы не стоит ожидать существенного укрепления рубля, можно предполагать активное развитие ориентированного на РФ туристического бизнеса".

Роман Русаков

Вся лента