Кредит "на выживание"

Рынок корпоративного кредитования продолжает сокращаться. Объем рублевых кредитов, выданных банками петербургским предприятиям, уменьшился за восемь месяцев на 19,8%. Уровни процентных ставок не позволяют как банкам, так и заемщикам активно кредитоваться. Средства в основном предоставляются на пополнение оборотного капитала, без чего невозможен бизнес клиентов. А кредиты на развитие ушли в прошлое.

Наибольшее снижение кредитования наблюдается в ритейле, сети сокращают число торговых точек, уменьшают запасы и экономят на логистике

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Согласно данным ЦБ, объем корпоративного кредитования в Санкт-Петербурге за восемь месяцев 2015 года составил 1,216 трлн рублей, в том же периоде 2014 года банки выдали рублевых кредитов на 1,516 трлн рублей. Снижение наблюдается во всех важных для города отраслях: на 58% в производстве пищевых продуктов (включая алкогольные напитки и табак), почти 39% в производстве транспорта, на 32,5% в строительстве. "Падение темпов кредитования стало логичным следствием девальвации рубля и роста процентных ставок. Все перечисленные отрасли значительно пострадали от падения спроса в этом году. Среди крупных отраслей рост наблюдается лишь в сфере транспортных и коммуникационных услуг", — говорит финансовый аналитик ИК "Доходъ" Владимир Киселев.

Как отмечает директор корпоративного бизнеса банка РСБ 24 Дмитрий Городилин, наибольшее снижение кредитования наблюдается в ритейле, сети сокращают число торговых точек, уменьшают запасы и экономят на логистике. В этом они идут за физлицами, которые запустили режим экономии на покупках. В зоне риска находится строительство: девелоперы привыкли оперировать большими заемными средствами, а сейчас жилье и коммерческая недвижимость дешевеют, при этом найти финансирование сложнее.

Основные причины сокращения рынка кредитования — общее замедление экономического роста и, как следствие, снижение деловой активности предприятий. "Занимают меньше, потому что сокращают производственные планы, увольняют персонал, стараются снизить затраты по всем направлениям", — объясняет господин Городилин. Следующая по значимости причина связана с осторожной политикой банков в условиях кризиса и отсутствием у них доступа к дешевым валютным кредитам из Европы и США, которые раньше спасали ситуацию и позволяли относительно дешево занимать и работать с приемлемой маржей.

В текущей ситуации в выигрышном положении оказываются компании, нацеленные на импортозамещение, например сельское хозяйство, добавляет господин Городилин. Они получают субсидированные государством кредиты и активно наращивают производственные активы, пока есть такая возможность.

Антикризисная стратегия

Ситуация c кредитованием разных клиентских групп очень разнится: многие компании еще не готовы к новым реалиям — более высоким ставкам, повышенным требованиям к обеспечению кредитов, новому подходу банков к оценке стабильности кредитуемого проекта, необходимости перехода на обслуживание в банк, у которого запрашивается кредит, объясняет руководитель службы кредитования, старший вице-президент банка БФА Юрий Манулис.

"Сейчас банки более активно кредитуют тех клиентов, которые находятся на комплексном обслуживании, репутация которых проверена и которых в силу сложившихся партнерских отношений банк просто обязан поддержать ресурсами", — отмечает он. Клиентам предлагаются новые подходы к структуре сделок и к способам минимизации рисков (например, оформление в залог активов всей технологической цепочки с учетом их изменения), активнее используются механизмы залога прав, залоговые счета, хеджирующие договоры.

На фоне кризиса сильно снизилась стоимость и ликвидность залогов, как существующих, так и новых. Если раньше ликвидный объект недвижимости можно было отдать в залог с дисконтом 20-30%, то сейчас многие банки принимают в залог аналогичное имущество с поправкой на возможное падение цены и срок реализации с дисконтом от 50% и выше, обращает внимание управляющий партнер инвестиционной компании Adastra Management Артем Гудченко.

Выдачи в основном осуществляются на финансирование текущей деятельности и пополнение оборотных средств, инвестиционный спрос незначительный, отмечает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра — вице-президент банка ВТБ Руслан Еременко. Средние сроки кредитования — один-три года. "Участники рынка выдают средства наиболее надежным заемщикам из числа представителей наименее рисковых отраслей. Мы уделяем еще более пристальное внимание отраслевому анализу, мониторингу заемщиков, оценке обеспечения. В текущих условиях основной ориентир для банков — не объем кредитного портфеля, а его качество, которое, как и операционная эффективность, находятся в фокусе внимания всех", — добавляет банкир.

В текущих условиях значительная часть клиентов, испытывая сложности, просит банки о реструктуризации долга или увеличении лимитов, используя в качестве аргумента перспективу банкротства бизнеса, говорит Артем Гудченко. В отсутствии альтернативы и прозрачности ситуации банкам зачастую приходится идти навстречу, понимая последствия возможного банкротства клиента. "Банкротство заемщика увеличивает резервы банка до 100% от суммы долга, а процесс взыскания средств через продажу залога в процедуре банкротства через торги может быть сильно затянут по времени, при этом стоимость залога также может быть снижена. Именно поэтому банки заинтересованы в сохранении бизнеса заемщика любыми средствами", — отмечает эксперт. В результате как компании, так и банки все чаще прибегают к стратегии антикризисного управления, привлекая независимые управляющие компании

Пик кризиса пройден

Уровень просроченной задолженности петербургских предприятий вырос в 2015 году значительно. На 1 января 2015 года показатель составлял около 3%, а в сентябре достиг 6,5%, обращает внимание Владимир Киселев. Просрочка в Петербурге превышает общероссийский уровень — на 5,8% по корпоративному портфелю. Тем не менее, несмотря на удручающую статистику кредитования, можно предположить, что без нового девальвационного шока пик кризиса в финансовом секторе достигнут, считает господин Киселев. Наибольшее ухудшение состояния портфелей банков пришлось на первое полугодие, а с середины лета объемы выданных кредитов в месячном выражении как минимум не падают.

"Тенденция последних месяцев говорит о том, что ситуация в секторе улучшается. На фоне снижения ставки ЦБ и улучшения ситуации на валютном рынке скорость роста просрочки упала. Это говорит о том, что если не произойдет ухудшения ситуации в экономике, то есть шанс, что в последние месяцы года ситуация с корпоративным кредитованием выровняется, а уровень просрочек по кредитам начнет снижение", — согласен аналитик ИХ "Финнам" Богдан Зварич.

Уровень проблемных кредитов вырос в разы, что естественно для текущего состояния экономики, признает господин Манулис. "Однако с большинством заемщиков банки ведут конструктивный диалог, вникают в ситуацию, проводят реструктуризации с учетом возможностей клиентов, за что клиенты, со своей стороны, усиливают обеспечение по кредитам, компенсируют риски кредитной ставкой. Просрочка возникает только у тех, с кем диалог не удался. Поэтому ее рост не выглядит пока угрожающим", — уверяет банкир.

По словам господина Киселева, если стоимость бивалютной корзины не опустится ниже 65-70 рублей до середины следующего года, можно будет наблюдать замедление инфляции и дальнейшее снижение ставок, что послужит хорошим стимулом для восстановления кредитования. Уже до конца 2015 года уровень просрочки может незначительно снизиться, считает эксперт.

Вероника Маслова

Вся лента