Правила игры

в тарифы против кадров осмысляет спецкорреспондент отдела бизнеса Наталья Скорлыгина

Читатели, думаю, всегда догадываются по ненатуральности аргументов, что корреспондент, который сейчас им объясняет с позиции разума какое-то чиновничье решение, на самом деле непрошибаемо уверен в том, что объяснению оно не поддается и природу имеет сугубо мистическую. Но не всегда это решение действительно иррационально. Просто если коммерческую логику объяснить обычно просто, то аппаратную — не всегда. А она есть.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Меня, например, до недавних пор удивляла некая странность в споре органов власти об индексации тарифов ОАО РЖД на 2016 год. Монополия, запрашивавшая в начале года трехзначные субсидии в миллиардах рублей, постепенно умеряла запросы и к августу остановилась на более или менее стандартном варианте "10% индексации и 40 млрд руб. из бюджета". Потом Владимира Якунина на посту президента ОАО РЖД сменил Олег Белозеров, которому публично поручили сокращать расходы. Пожелания монополии тут же съежились сначала до 22 млрд руб., а потом до нуля. Но размер индексации при этом почти не трогали. Предложения даже самых строгих госорганов вроде Минэкономики составляли те же 10%. И даже новообразованный титан ФАС, занявшая сразу после поглощения ФСТ крайне жесткую позицию по отношению к ОАО РЖД, просила немногим меньше — двухступенчатую индексацию на 5,5% в первом и на 4,3% во втором полугодии. Сейчас в прогнозе Минэкономики указаны 9% в одну ступень и без субсидий.

Но правительство в последние годы все время требует сократить нагрузку на промышленность со стороны инфраструктуры. И в этой логике прямое финансирование ОАО РЖД из бюджета куда разумнее, чем через индексацию: в первом случае платят все налогоплательщики, во втором — грузоотправители, то есть как раз те, кого и хотят поддержать. Тогда зачем бороться с субсидиями и отказываться от ограничения роста тарифов? Почему все наоборот?

Соль этого решения мне недавно разъяснил один некогда крупный чиновник. По его словам, власти отлично понимают, что индексацию больше нуля экономика потянет с трудом. Но новичку Олегу Белозерову нужно при этом "внедряться" в тяжелую и косную махину ОАО РЖД, попутно еще и доказывая новым коллегам собственный вес, например аппаратный. Нулевая индексация выглядела бы в этой ситуации очевидным провалом. Поэтому в качестве входного "жеста доверия" правительство дает ему эти 10%. В это простое объяснение отлично вписывается и удивившая многих двухступенчатая схема роста тарифов, которую предлагала ФАС: можно было бы поставить получение второй части индексации в зависимость от первых итогов работы Олега Белозерова. Формально речь шла бы о тех же примерно 10%, но реально от второго повышения можно было бы и отказаться. Впрочем, пока основным вариантом остается разовый рост тарифов. Видимо, "жест доверия" требуется довольно широкий.

Вся лента