«Привилегий у монополиста несравнимо больше»

Олег Иванов, директор департамента планирования управления эффективностью и развития газового бизнеса «Роснефти»

Фото: ac.gov.ru

— Каковы сейчас главные проблемы на рынке газа? Как компания видит рынок к 2020 году (объем, доля независимых производителей)?

— Проблемы на внутреннем рынке газа сегодня тесно связаны с глобальными вызовами газовой отрасли в целом. Несмотря на рост доли независимых производителей, сохраняется явный дисбаланс возможностей в пользу доминирующего производителя, который может быть исправлен, если будет решен ряд проблем в области ценообразования, тарифообразования, недискриминационного доступа к газотранспортным мощностям и подземным хранилищам газа, баланса экспорта/импорта газа и т. д. Решить эти задачи можно только комплексно в рамках построения целевой модели развития газовой отрасли. Уже к 2020 году мы видим возможность создания конкурентного рынка газа в России. Так, «Роснефть» планирует добывать в 2020 году 100 млрд кубометров газа и занять на рынке долю более 20%.

— Как, по мнению «Роснефти», нужно изменить образование тарифа на транспорт газа? Существует ли еще на практике проблема недискриминационного доступа к ГТС?

— Сегодня более 50% в топливно-энергетическом балансе страны занимает природный газ. В свою очередь, в структуре цен на газ более половины занимают затраты на транспортировку газа. При этом в настоящее время тарифы на транспортировку газа завышены более чем на 30%. Мы в России должны перейти от модели постоянного роста тарифов к их снижению. Методика расчета тарифа на транспортировку газа требует изменений. Двойной счет, необоснованный учет переоценки основных фондов, разный уровень тарифов для предприятий «Газпрома» и независимых производителей, включение затрат на экспортно ориентированные проекты в тариф для внутреннего рынка — это неполный список того, что предстоит исправить. Вдумайтесь — транспортировка газа на внутренний рынок в России субсидирует транспортировку газа на экспорт. Притом что экспортные цены в разы выше внутрироссийских. Это ли не парадокс?

По-прежнему остается проблема недискриминационного доступа к газотранспортным мощностям и подземным хранилищам газа (ПХГ). У дочерних обществ «Газпрома» есть колоссальное преимущество по срокам получения доступа. Кроме того, в настоящее время монополист строит новые и расширяет действующие газопроводы и ПХГ исключительно для своих потребностей, без учета месторождений других производителей газа. От этого теряет и отрасль, и экономика страны в целом.

— Существует проблема большого различия между маржинальностью поставок потребителям, близким к местам добычи и отдаленным от них. Как, по мнению «Роснефти», ее можно было бы решить?

— Данная проблема сформировалась за счет завышенных тарифов на дальнюю транспортировку и может быть решена путем выравнивания доходности поставок газа в разные субъекты РФ за счет опережающего снижения тарифов на транспортировку в дальние регионы. Данный вопрос неоднократно обсуждался с регулятором, и здесь уже есть определенный прогресс. В 2015 году впервые произошло пусть незначительное, но снижение тарифа на транспортировку в отдельные удаленные регионы. Мы надеемся, что регулирующие органы продолжат работу по решению данной проблемы.

— Чего «Роснефть» ожидает от тарифной политики по цене на газ и как компания видит переход к рыночному ценообразованию на оптовом рынке?

— Долгосрочный уровень оптовых цен на газ должен обеспечивать привлечение инвестиций в новые проекты добычи газа и при этом не приближаться к уровням предельных цен для населения и для отраслей промышленности, являющихся крупными потребителями газа (металлургия, энергетика, производство удобрений). «Роснефть» в целом поддерживает идею введения рыночного ценообразования на газ, но считает, что данная реформа должна быть увязана с исключением возможности демпинга за счет сверхдоходов от поставок за рубеж.

— Как «Роснефть» видит роль биржи в ценообразовании и какие объемы планирует продавать через биржу?

— Биржа является важным инструментом для установления ориентиров рыночного ценообразования по спотовым сделкам и позволяет увеличивать гибкость как для поставщиков, так и для покупателей газа. «Роснефть» активно содействовала началу торгов на площадке Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи и с момента запуска обеспечила поставку более половины всего объема газа, реализованного на бирже. Целевой уровень реализации газа на бирже обозначен на уровне 35 млрд кубометров в год, что составляет около 10% всего потребления на внутреннем рынке, причем доля независимых производителей газа должна составить не менее половины от этого объема.

— Когда и как, по мнению «Роснефти», можно было бы перейти к поставке трубопроводного газа независимых производителей на экспорт? Готова ли «Роснефть» в таком случае к выравниванию других условий деятельности с «Газпромом» (НДПИ, возможность продавать газ ниже тарифа)?

— Одной из основных задач, стоящих перед газовой отраслью, является увеличение доли РФ на зарубежных рынках газа. При этом антимонопольная политика европейских регуляторов не позволяет «Газпрому» увеличить свою долю в Европе. Ситуация усугубляется растущей конкуренцией со стороны североамериканских СПГ-проектов. Экспортная политика в отношении трубопроводного газа должна обеспечить увеличение объемов российского газа, который выигрывает в конкуренции с СПГ, что повысит доходы бюджета РФ без ущерба для поставок по действующим контрактам «Газпрома». В Европе необходимо занять нишу, высвобождающуюся в результате падения собственной добычи (до 70 млрд кубометров к 2030 году), опередив конкурирующие СПГ-проекты из США. Либерализация экспорта в восточном направлении позволит упрочить позиции российского газа на наиболее динамично растущем рынке Китая, потребности которого в импорте газа значительно выше объемов, законтрактованных сегодня компанией CNPC у «Газпрома», и оцениваются ориентировочно в 80–120 млрд кубометров в год к 2030 году. Это создаст условия для развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Что касается выравнивания условий деятельности независимых производителей и «Газпрома», необходимо отметить, что в настоящее время привилегий у монополиста несравнимо больше — это преимущества в использовании газотранспортных мощностей, сверхдоходы от экспорта, несистемные льготы и пр. В этих условиях предоставление доминирующему игроку права продавать газ со скидкой может привести к вытеснению других производителей за счет сверхдоходов от экспорта и увеличению монополизации рынка. Поэтому либерализация ценообразования на внутреннем рынке должна обязательно быть взаимоувязана с либерализацией экспорта. Формула НДПИ на газ в настоящее время предполагает одинаковый процент изъятия выручки (без учета индивидуальных льгот месторождений), соответственно выравнивание уровня НДПИ в рублях за тысячу кубометров произойдет автоматически при выравнивании условий работы на рынке для всех производителей.

— При каких условиях обеспечение новых регионов в РФ станет выгодным для «Роснефти»? Нужен ли рынку институт выбора гарантирующего поставщика (то есть не только «Газпрома»)? Ваше видение решения проблемы неплатежей.

— «Роснефть» в последние годы существенно расширила и продолжает расширять географию поставок, которая уже охватывает регионы от Краснодара до Сахалина. В ряде субъектов РФ компания уже является поставщиком газа населению и ЖКХ, принимая социальную нагрузку сравнимую с учетом масштабов бизнеса с нагрузкой «Газпрома», включая проблему неплатежей.

Основное решение проблемы неплатежей заключается в продолжении реформы ЖКХ, поскольку в настоящее время проблемы этого сектора экономики практически полностью перекладываются на поставщиков газа. Также необходимо работать над понижением стоимости кредитных ресурсов в экономике, так как зачастую потребители используют задержки платежей за газ для финансирования своего оборотного капитала.

Интервью взял Юрий Барсуков

Вся лента