Как рабы на гитарах

Slaves сыграли в Москве

Гастроли панк

В московском клубе "16 тонн" выступил английский дуэт Slaves, числящийся на острове среди самых востребованных молодых групп. БОРИС БАРАБАНОВ оценил новых героев британской сцены вместе с искушенными столичными меломанами.

Slaves прилетели в Москву из Киева, одним из последних рейсов перед прекращением авиасообщения между двумя странами. Выступали там в популярном клубе Sentrum, основанном группой Gogol Bordello. А еще несколькими днями раньше в Лондоне сыграли на популярнейшем телевизионном шоу TFI Friday, история которого началась еще в 1990-е. В Англии сейчас вокруг Slaves невероятный ажиотаж. Они числятся в фаворитах Mercury Music Prize, премии за лучший альбом года, среди их конкурентов — Афекс Твин, Florence + The Machine, Ройшн Мерфи и Джейми из группы The xx. Slaves — фавориты в буквальном смысле — по данным букмекерских контор.

В начале года Slaves появились в списке самых перспективных британских артистов по версии BBC — Sound Of 215 — и сыграли на телешоу Джулса Холланда. Прорыв произошел прошедшим летом, когда, вооружившись долгожданным дебютным LP, Slaves ринулись покорять музыкальные фестивали и стали всеобщими любимцами. Главный удар они нанесли на Гластонбери.

О Slaves хочется говорить именно в брутальных терминах. Это тот случай, когда музыканты "пленных не берут". При этом Slaves не слишком приветствуют сравнения с панк-роком. Они используют вообще все самое простое и грубое, что имеется в арсенале английского рока, все, что можно сыграть с ходу, без особого разгона и длительных репетиций. Никаких длинных гитарных запилов, только мужицкие риффы и рвущие связки кричалки. Обозревателю "Ъ" пришло на ум сравнение с сайд-проектом Сергея Шнурова "Рубль", там тоже был минимум мелодий и концепций, только то, что рождается сию секунду, как только гитару подключают к усилителю.

Слева на сцене — Айзек Холман, формально говоря, поющий барабанщик, в реальности — мотор группы, блестящий от пота крикун-качок, играющий за барабанной установкой стоя, выбегающий на авансцену, чтобы проорать в толпу название следующей песни или какую-нибудь из жизненных мудростей типа "Если работа не делает вас счастливыми, вы заняты не своим делом".

Справа — Лори Винсент, чередующий гитару и бас и активно подпевающий товарищу, даже когда рядом нет микрофонной стойки. В просвете расстегнутого до пупа авиационного комбинезона виднеется массивная татуировка, занимающая почти весь фасад его крепкой фигуры. Из двух участников группы у Лори Винсента — самый гопнический вид. Утонченностью лондонского глэм-рока или мрачным шиком бристольской трип-хоповой сцены у Slaves и не пахнет. Именно Лори Винсент первым бросается в толпу, продолжая играть на инструменте.

Зрители в "16 тоннах" охотно следовали примеру Лори Винсента, но прыгуны все сплошь были какими-то приятными и опрятными. Один из взобравшихся на сцену, прежде чем совершить свой героический стейдж-дайв, даже по-братски обнял техника сцены, дав понять, насколько русские поклонники благодарны группе за ее искусство. В отличие от концерта еще одних горячих английских штучек, Marmozets (см. "Ъ" от 16 июля), охрана "16 тонн" не слишком препятствовала прыжкам, кажется, лишь один раз кого-то из возбужденных поклонников вывели со сцены под белы ручки. После чего Лори Винсент подошел к микрофону и попросил не удалять фанов из зала, потому что, в конце концов, стейдж-дайв — это просто "старая добрая забава".

На родине Slaves уже по плечу пятитысячные площадки типа легендарной Brixton Academy. В России их пока знают только те, кто пристально следит за английскими музыкальными делами. Однако даже на российском дебюте группы набралось столько, что в дальнейшем их, конечно, стоит привозить на более вместительные площадки. Но важно даже не это, а сам факт крайне своевременного появления группы в наших краях. И это, к счастью, остается системой, во всяком случае в "16 тоннах".

Вся лента