В третьем измерении

Марина Прохорова о выставке «Манифест» Lanvin и Альбера Эльбаза

В помещении Европейского дома фотографии (Maison europeenne de la photographie) в парижском квартале Маре во время недели моды открылась выставка "Манифест" (Alber Elbaz/Lanvin). Ее идея и главная задача — рассказать широкой публике, как создаются модные коллекции.

В случае с Lanvin и Альбером Эльбазом стремление приблизить творческий процесс к возможным потребителям особенно интересно. Дело в том, что Альбер Эльбаз с некоторым подозрением относится к современным технологиям и очень ценит личное пространство. Эскизы он делает за письменным столом, рисуя на белой бумаге черной ручкой, и не имеет не только аккаунтов в соцсетях, но даже и электронной почты. И вообще современный вариант визуализации вызывает у дизайнера скепсис. Предваряя эту выставку и объясняя, как и почему она появилась, Альбер Эльбаз сказал: "В сегодняшний цифровой век мы живем с помощью экранов, запечатлевая на них моменты своей жизни. Мы больше не смотрим, мы снимаем; мы больше не слушаем — мы записываем. И мы больше не общаемся, мы постим информацию".

Но вещи Lanvin, разумеется, все равно постоянно тиражируются в журналах и модных блогах. Большая часть людей видит эту одежду двухмерной, на бумаге и экранах. А одежда трехмерна, и Альбер Эльбаз всегда очень тщательно работает именно с объемами. И это противоречие, как выяснилось, действительно не нравится дизайнеру. По его словам, хорошо выглядящие на экране вещи не всегда хороши и удобны на человеческом теле. Но передать объемность, изначально задуманную и точно обозначенную форму, которая традиционно отличала pret-a-porter от конфекции, называемой сейчас продукцией массмаркета, на быстро сделанных фотографиях из соцсетей действительно сложно. И эта выставка была придумана именно для того, чтобы показать одежду в объеме, в эфемерном движении, как ускользающую красоту.

Фото: But Sou Lai / Maison Europeenne de la Photographie

Альбер Эльбаз старается не пускать посторонних в работу, и все фотографии, представленные на этой выставке, сделаны не только любимыми фотографами дизайнера (это Бат Су Лай, Марк Лейбовиц, Кэти Рейсс, Джеймс Борт, Джульетта Да Куньа и Алекс Ку), но и членами его команды. Фотографии бэкстейджа сделаны Жан-Кристофом Муаном, видео дефиле — работы Серафин Дюселье.

На фотографиях — создание коллекций, эскизы и их обсуждение, шитье и отделка, примерки и дефиле. Все это сопровождается звучащими из репродукторов комментариями Альбера Эльбаза. В залах представлены манекены с якобы недоделанными нарядами — рабочими моделями, демонстрирующими процесс построения платья. Все швы, слои ткани и дополнительных сеток, вся сложность конструкции, которая в окончательном виде окажется легкой и удобной, видны наглядно. Все модели черно-белые — как и фотографии. Монохромность выставки "Манифест" нужна не для того, чтобы придать ей какую-то дополнительную изысканность или подчеркнуть протест Альбера Эльбаза против моментальных смартфонных снимков. Просто черно-белая цветовая гамма — тоже своего рода комментарий к методу работы дизайнера. Цвет появляется в коллекциях Lanvin очень не сразу. А для начала Альбер Эльбаз, сидя в полутемной комнате, где освещен только письменный стол, рисует все свои наряды на белой бумаге черной ручкой.

Вся лента