«Не все кредиты возвращаются»

Блиц-интервью

Об обоснованности и перспективах изменения процентных ставок в федеральных и региональных банках рассуждает управляющий нижегородским филиалом банка «Глобэкс» Николай Русов.

Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ

— Насколько средние ставки по кредитам и депозитам на рынке адекватны экономической ситуации?

— Процентные ставки всегда адекватны рынку. Есть референсные ставки, которые задают основные условия привлечения депозитов и выдачи кредитов. Основной является ключевая ставка, а также ставка Mosprime. С начала 2015 года до настоящего времени она с 24% годовых снизилась до 13%. Кроме того, есть максимальная ставка по вкладам в крупнейших десяти банках. Она сейчас составляет 10,51%. Таким образом, ставка фондирования близка к ключевой и при этом ниже инфляции, то есть адекватна рынку.

Что касается кредитных ставок, то в маржу банка закладывается и рисковая составляющая. Не все кредиты возвращаются, и надо создать резервы на потери. Если посмотреть на итоги девяти месяцев, чистой процентной маржи банков едва хватает на покрытие убытков. Потому что просроченная задолженность растет и прибыль по банковской системе сейчас примерно равна нулю. Таким образом, кредитная ставка также адекватна текущей ситуации: лучшие заемщики расплачиваются за худших.

— Как отличается уровень кредитных ставок в федеральных и нижегородских региональных банках?

— Отличие ставок в региональных и федеральных банках, на мой взгляд, вызвано прежде всего уровнем ставок фондирования. Региональные банки в большей степени фондируются за счет вкладов частных клиентов, а это не самый дешевый ресурс. Кроме того, региональные банки в основном ориентируются на малый и средний бизнес, а ставки для таких заемщиков всегда несколько выше, чем ставки для крупного бизнеса. В среднем, по нашим оценкам, разница в кредитных ставках у федеральных и региональных банков составляет 1–3% годовых. При этом в ряде случаев ведущие региональные банки кредитуют средних и крупных клиентов по ставкам федеральных.

— Как вы оцениваете доступность кредитных средств для бизнеса с учетом уровня ставок?

— Теоретически, если ставка по кредиту, например, 15% годовых и при этом производитель имеет возможность поднять цену на свою продукцию на 15%, для него кредиты бесплатные. Но зачастую поднимать цены сложно. Возьмите автомобилестроение: спрос и так падает, и поднятие цены приведет к снижению продаж. А вот для торгового предприятия со сроком оборота один месяц и рентабельностью 2% платить 15% за кредит вполне посильно. Но не у всех такая оборачиваемость и рентабельность. Реальному сектору экономики тяжело справляться с такими процентными ставками. Есть сложности у предприятий, работающих с госзаказом, стоимость которого не индексируется. А для предприятий-экспортеров цена на продукцию поднимается вместе с курсом валют. Поэтому сколько отраслей, столько и историй.

— Как вы оцениваете политику, проводимую Центробанком в период волатильности рынков?

— У ЦБ есть две противоречивые задачи. Одна задача — это устойчивость банковской системы. Отсюда достаточно высокие требования к банкам: заемщикам сейчас тяжело, и надо как можно быстрее востребовать у них кредиты. Но других заемщиков нет, поэтому им нужно помочь в трудный период: пролонгировать кредиты, снизить ставку. И между этими задачами Центробанк лавирует. Я бы, наверное, чуть-чуть сместил вектор в сторону помощи заемщикам.

Что касается ключевой ставки, то здесь ЦБ проводит традиционную политику. Сейчас ставка составляет 11% годовых. Никто не ожидает, что ее повысят, а реальный сектор и правительство оказывают давление в сторону ее понижения. Однако высокий уровень инфляции мешает это сделать. Поэтому, по прогнозам экспертов, она останется неизменной или снизится на 0,5–1 п.п.

— Как, по вашим оценкам, изменятся кредитные ставки к концу 2015 года и в 2016 году?

— Я не ожидаю значительных изменений ставок до конца года. А так как на следующий год прогнозируется сохранение текущего ВВП или его снижение на 0,5%, то шоковых сценариев в 2016 году пока тоже не просматривается. Если же говорить о перспективах к снижению ставок, то они зависят от того, как будет вести себя инфляция. Если перестать поднимать цены на услуги естественных монополий и по-прежнему не закрывать дефицит бюджета эмиссионным образом, то в следующем году инфляция вполне может снизиться до однозначного числа. Вслед за инфляцией изменится ключевая ставка, за ней — кредитно-депозитные. Думаю, на соответствующее изменение банковских ставок потребуется до полугода: необходимо установить, что инфляция надежно снижается.

Беседовала Анна Павлова

Вся лента