Документ доверия

Составление плана диагностики и лечения — неотъемлемая часть работы по подготовке к имплантации. Но в нашей стране пока не существует строгих правил, регламентирующих содержание плана диагностики и лечения. Сколько клиник, столько и подходов к выстраиванию отношений с пациентом. Однако ориентиры есть.

Сколько клиник, столько и подходов к составлению плана лечения и выстраиванию отношений с пациентами

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Стандарт риска

Стандарты лечения для государственных клиник предельно просты и не вписываются в рамки современных технологий. "Зуб надо удалять щипцами",— указано в них, а в каких случаях и по каким основаниям — не уточняется. Это решает сам врач, исходя из своих знаний и понимания ситуации. Но если что-то пойдет не так, никто не будет отстаивать права потребителя, поскольку к врачу невозможно придраться.

В частной стоматологии применяются передовые технологии, но нет системы отчетности частников перед государством — что они делают и почему берут за это деньги. Нет реестров, в которых все это было бы перечислено. Нет современных медицинских стандартов. Именно поэтому нет ограничений по стоимости и целесообразности. В результате невозможно отследить обоснованность цен и обезопасить себя от неквалифицированного лечения. Врач знает, что никакого контроля нет.

Поэтому для большинства россиян поход к стоматологу всегда сопряжен с определенным риском. Возможно, эта проблема возникает из другой — отсутствия ответственности, поскольку не разработаны нормативные акты, эту ответственность регламентирующие.

По сути, речь идет о защите граждан, которой должно заниматься государство. Человек приходит за медицинской услугой, когда у него возникают проблемы с самым дорогим — здоровьем. У него нет выбора — он просто не может не обратиться к врачу. А его обманывают, необоснованно обирают. И никто это не регулирует.

Стандарт качества

Хотя за рубежом уже есть успешный опыт. К примеру, в Германии, ежегодно подтверждаются стандарты лечения, где в деталях описано, что и как нужно делать в том или ином случае. Врачи боятся нарушать технологии, поскольку это грозит серьезными проблемами.

В Германии обмануть пациента очень сложно, потому что если страховая компания задаст врачу вопрос, зачем ты сделал два снимка, почему провел эту диагностику, зачем удалил абсолютно нормальный зуб и по какой причине проводил костную пластику, и он не даст удовлетворительного ответа, у него будут серьезные проблемы, так как проверкой занимаются эксперты-специалисты. Все очень строго, поскольку услуги оказывают в основном по страховке. При этом все чувствуют себя прекрасно — и врачи, и пациенты, и государство.

Европейская схема взаимодействия с пациентом предполагает составление плана лечения, который должен включать подробный перечень предлагаемых пациенту манипуляций, детальное разъяснение того, что будет с ним происходить, как он будет себя чувствовать после проведенной манипуляции, сколько времени потребуется на реабилитацию, сколько раз нужно будет прийти на осмотр и т. д. И мы заимствуем этот опыт.

В нашей стране не существует строгих правил, регламентирующих содержание плана диагностики и лечения. Сколько клиник, столько и подходов к выстраиванию отношений с пациентом. В одних учреждениях обо всем договариваются на словах, ориентируя пациента в стоимости и сроках, в других — детально фиксируют каждый шаг в документе, который подписывается двумя сторонами — врачом и пациентом. Поскольку план лечения важен как для врача, так и для пациента, лучше его оформить документально на первом приеме.

Первый прием

В ходе первичной консультации происходит знакомство врача и пациента, производится осмотр полости рта, сбор жалоб, анамнеза, после чего разрабатывается план лечения, который невозможно составить без диагностики. Исключением является только кариес, да и то, когда есть маленький дефект зуба и нужно просто установить пломбу. Зачастую необходимо рентгенологическое исследование либо снятие слепков и оттисков для диагностических гипсовых моделей. В ряде случаев в план диагностических мероприятий может входить фотография, компьютерная томография, обследование височно-нижнечелюстного сустава, восковое моделирование, а также консультации других специалистов.

В нашей клинике мы стремимся экономить время пациента, поэтому стараемся сделать каждый его визит в клинику максимально насыщенным. Первичная консультация у нас может длиться более часа. За это время врач делает рентгеновские снимки, фотографирует пациента и его полость рта, в зависимости от задачи выстраивает компьютерные модели. На основании этих данных и разрабатывается план лечения. Реже необходимо получить диагностические гипсовые модели, и только после их изучения разработать более конкретный план. В любом случае на консультации уже понятно, какие виды лечения могут быть применены.

План лечения

В разных клиниках план лечения может быть более или менее подробным, однако в любом случае должен включать три основные составляющие: перечень запланированных манипуляций, сроки выполнения работ (включая количество и длительность посещений), стоимость каждой манипуляции и общую стоимость работ.

При составлении плана лечения врач исходит прежде всего из своих личных навыков и возможностей инструментария. При составлении плана лечения важно учесть все моменты, которые интересуют и клинику, и пациента, что позволит в дальнейшем избежать взаимных претензий. Я сторонник детального информирования пациента. Подробный план лечения позволяет зафиксировать пожелания пациента, контролировать поставленные цели, отслеживать, что делается и что уже сделано. Это необходимо для безопасности — и пациента, и врача, и учреждения в целом. Поэтому, составляя план лечения, мы даем максимально полную информацию, чтобы не получить в результате ни единого вопроса-претензии от пациента. При этом мы проговариваем все, вплоть до ощущений во время операции: будет ли вибрация, отек, нужна ли анестезия...

Особое внимание следует уделить обсуждению сроков и длительности лечения, поскольку для многих пациентов это имеет решающее значение. При этом сроки лечения могут существенно варьироваться. Кому-то надо просто удалить зуб, кому-то поставить одну пломбу, а для кого-то проделать огромную работу, которая может длиться год. Пациент должен четко понимать, сколько будет длиться лечение и сколько потребуется посещений. К слову, передовые технологи и современное оборудование позволяют заметно сократить сроки лечения — то, на что раньше уходил год, сегодня делается гораздо быстрее.

При составлении плана лечения нужно предельно точно определить его стоимость. Нередко случается, что люди ориентированы на одну сумму, а в результате получается в два раза дороже. Ясно, что такого быть не должно. Это либо мошенничество, либо крайне неквалифицированный подход. Итоговая цена не может быть приблизительной, тем более выше изначально заявленной.

Как правило, в общую стоимость закладывается и первичная консультация, и диагностические исследования. Некоторые клиники, чтобы привлечь людей, проводят бесплатные консультации. Но это уже коммерция. Обычно же консультация платная, поскольку на нее уходит время квалифицированного специалиста, используется большой объем знаний: врач производит осмотр полости рта, анализирует анамнез, прогнозирует результат.

Все манипуляции, используемые специалистом, и все методики, которые он применяет, описаны и отработаны. Это либо наиболее зарекомендовавший себя вариант, либо что-то новое, но ни в коем случае не экспериментальное. Поэтому не бывает такого, что врач не знает, сколько будет стоить лечение. В любой современной клинике есть утвержденный прайс-лист, по которому легко определить как стоимость конкретной манипуляции, так и вычислить полную стоимость лечения. Все эти суммы должны быть указаны в плане лечения, который подписывают и врач, и пациент. Это гарантия того, что в рамках этих манипуляций стоимость лечения не изменится, по крайней мере в большую сторону.

Обычно при таком подсчете врач исходит из стоимости более сложного подхода, который в процессе лечения может быть заменен на менее затратный. К примеру, если мы предполагаем, что какой-то "сложный" зуб надо будет лечить, а возможно, и удалить, мы обязательно это оговорим и включим в план лечения. В том случае если удаление не потребуется, гораздо приятнее будет снизить стоимость, нежели увеличивать ее.

План лечения — основной документ в случае предъявления претензий и судебного разбирательства. Поэтому, если предложенный план лечения недостаточно информативен, пациент должен требовать от врача детальных разъяснений. Отсутствие информации всегда ведет к куче проблем.

К примеру, нужно сделать выбор между съемным и несъемным протезами. Чтобы сделать мост, придется поставить чуть больше имплантатов. Если установить меньше имплантатов — протез будет съемным. Вроде бы и там, и там имплантаты — современно, мощно, крепко, надежно. Но если человека не информировали о минусах съемного протезирования, в частности, о том, что после каждого приема пищи протезы нужно снимать и мыть, он может в результате предъявить претензию: "Почему вы мне не сказали, что можно было установить еще два имплантата, и у меня не было бы этих проблем?"

Если пациент предъявит претензию, по его инициативе может быть создана конфликтная комиссия, которая будет выяснять, насколько целесообразно было проводить ту или иную манипуляцию: удалять зуб, ставить имплантат или делать что-то еще. В Германии большинство людей делают это с помощью страховых компаний. В штате страховой компании есть эксперты, которые профессионально разбираются в том, что делает врач, и могут это проверить. Это не позволяет врачам делать что-то вне протокола, не совсем правильно или упуская какие-то моменты. У нас эта система еще не отработана.

В России самый простой и объективный инструмент контроля — комментарии и отзывы о клинике на специальных сайтах. Однако рейтинг стоматологических клиник определяется исключительно технологиями, которые они используют, поскольку единственной гарантией качества в стоматологии является точное соблюдение технологий, регламентированных стандартами лечения.

Контроль цены

Если полностью соблюдать протокол лечения, его стоимость не может быть ниже европейской. Существуют международные стандарты лечения, поэтому абсолютно не важно, где делать протезирование — в Мюнхене или Москве. Если врач строго придерживается стандартов, качество лечения будет одинаковым.

Возьмем имплантацию. Если врач в процессе установки имплантата следовал протоколу, использовал хорошие материалы, анестетики, правильные иглы, менял эти иглы нужное количество раз, делал отверстия в кости сверлом, которое использовал не более пяти раз, пациент не будет иметь осложнений.

Не секрет, что, выбирая стоматологическую клинику, мы часто сталкиваемся с очень большой разницей в цене одной и той же услуги. Причем до такой степени дикий диапазон цен можно найти только в России.

При этом разница в стоимости самих имплантатов составляет всего 5-7 тыс. руб. Все то, что дальше закладывается в стоимость, включает в себя анестезию, установку имплантата, расходные материалы: титановые ключи, другие элементы и т. д. На этом многие стараются экономить. Если врач нарушает эти технологии, у него будет больший процент осложнений. Если использовать сверло больше пяти раз, оно становится тупым и перегревает кость. В результате процент отторжения имплантатов возрастает в разы. Тогда как соблюдение технологий гарантирует качество.

Андрей Григорьянц, руководитель научно-клинического центра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Sanabilis

Вся лента