Кайзер разбудил Мадемуазель

Алексей Тарханов о выставке дома Chanel в Лондоне

В лондонской Галерее Саатчи в Челси на Кингз-Роуд открылась большая выставка Mademoiselle Prive, привезенная из Парижа домом Chanel. От многих выставок на тему моды она отличается необычной сценографией и манерой представления, объединяющей реальный мир с виртуальным. А кроме того, на ней впервые автор выставки занимает позицию рядом с ее героиней.

На вопрос, почему именно в Лондоне, директор моды Chanel Брюно Павловски говорит: "Это подарок городу, в котором у нас так много клиентов. Мы давно работаем с Саатчи, но в первый раз у нас появилась возможность получить все пространство музея". И не только музея. Выставка начинается с английских садов, специально по этому случаю разбитых перед зданием Saatchi Gallery. Два британца, ландшафтные архитекторы братья Рич, Гарри и Дэвид, спланировали три части сада, названных "Свобода" в честь главного стремления Шанель, "Бой Кейпел" в честь главной любви ее жизни и "Лев" в честь ее зодиакального знака и, без сомнения, характера и темперамента.

Фото: Olivier Saillant

На четырех этажах викторианского здания казарм, превращенного в музей современного искусства, расположена экспозиция, которую нельзя воспринимать, иначе как работая с ней вместе. В любом музее вы видите посетителей, смотрящих на экспонаты через экраны телефонов. В Саатчи это возведено в правило. Специально разработанное для смартфонов приложение показывает не только то, что выставлено, но и то, чего здесь нет, но о чем идет речь. Намеченное несколькими чертами пространство парижского бутика Шанель и ее квартиры на улице Камбон в волшебном стекле превращается в реальный интерьер, который можно рассмотреть в деталях. Изгой же, у которого нет смартфона или недостаточно мощна операционная система, во многих случаях увидит просто белые стены.

Тот же Павловски, когда я поделился с ним своим первым недоумением (так можно осматривать выставки, не уезжая в Лондон — хоть в собственной ванной), ответил, что одно ни в коем случае не замещает другое: "Новые технологии важны для нас, они говорят о том, что мы — современный дом моды. Но у вас есть возможность воспринимать выставку на любом уровне. Углубляться в материал так подробно, как вы захотите".

В вестибюле зеркала на потолке удваивают панели, воспроизводящие ширмы с лаками коромандель, которыми Шанель украшала свою квартиру на Камбон. В зале, где очень условный декор воспроизводит первый магазин, который Габриэль Шанель открыла в 1913 году в Довиле, вам понадобится все тот же смартфон, чтобы считать всю информацию. Отрисованные в черно-белой графике фотографии оживают и превращаются в архивные, а на белом экране появляется мультфильм с главной героиней, Габриэль Шанель,— в шляпке и с ниткой жемчуга на шее — очень узнаваемо изображенной легким карандашом Карла Лагерфельда.

Выставка "Bijoux de diamants", 1933 год

Фото: предоставлено Chanel

Нынешний артистический директор Chanel, давно прозванный Кайзером, построил выставку вокруг главных черт стиля Шанель, ее, как говорят здесь, "икон". Иногда он предлагает это почти в пародийном ключе — как в "зале тотемов", в которых факты жизни, эстетические предпочтения, идеи и склонности маленькой храброй женщины превращены в скульптуры, напоминающие индейские тотемы. Счастливые номера, черный и белый, полосы-матроски, красный цвет — все это представлено в виде варварских скульптур, как будто бы потомки уже не умеют извлечь смысла из ее идей и могут на них лишь молиться. На самом деле это не так: для настоящего культа нужен сильный партнер, способный прочитать и истолковать скрижали.

Дух Шанель вызывают с помощью ее духов. Зал, посвященный Chanel N5, напоминает скорее химический завод, чем лабораторию алхимика. В огромных чанах с поднимающимися и опускающимися в ритме светового спектакля крышками кипят важнейшие ингредиенты любовного напитка. Они перечислены — как мы помним среди 80 компонентов, сгруппированных русским французом Эрнстом Бо, были сандаловое дерево, иланг-иланг, бергамот, мускус, виверра, ваниль, дубовый мох, но куда более важны другие добавки, также здесь перечисленные: "женственность", "тайна", "абстрактность".

В следующем зале, где подсвечены только стены, выставлена первая ювелирная коллекция Шанель. "Нам повезло найти фильм, который кинохроника Pathe снимала на представлении коллекции в 1932 году,— говорит Филип Мужно, глава часового и ювелирного направления Chanel.— Благодаря этому в 2012-м к ее юбилею мы смогли воссоздать почти все украшения". Сама Шанель показывала украшения на манекенах. В Лондоне они также выставлены на манекенах, одетых в специально созданные по этому поводу Карлом Лагерфельдом платья haute couture. Здесь нет ни стекла, ни витрины, а удержаться от попытки разглядеть их поближе трудно. Поэтому в зале все время свистит сигнализация и посетители жмутся по стенам, где развешаны большие фотографии красавиц в платьях Chanel и драгоценностях Шанель, которые позируют Лагерфельду в парижской квартире Мадемуазель — от ветеранок Джулианны Мур и Изабель Юппер до юной Лили-Роз Депп, которая вслед за своей мамой Ванессой Паради начинает свою карьеру при Кайзере.

Выставка платьев haute couture на прозрачных стеклянных колоннах позволяет увидеть их как будто с изнанки. Это возможность оценить тонкость шитья и красоту искусственных камелий, которые поставляет Chanel дом Lemarie, принадлежащий марке с 1980-х годов.

Еще один экспонат — зимний сад под крышей; если Мадемуазель любила английские сады, Кайзер обожает регулярные французские. Боскеты, пахнущие самшитовыми кустами, обводят высоченный зал с пола до потолка, оставляя видимые с антресоли сплетенные монограммы "С и С".

Дух Шанель вызывают с помощью ее духов

Часть выставки, которую не увидит никто, кроме пришедших в Саатчи,— "Частный визит", маленький фильм, поставленный Лагерфельдом. Он изображает Мадемуазель Шанель, пробудившуюся в наше время от летаргического сна ("первая сигарета за сорок лет, какое наслаждение!") и отправившуюся в свою бывшую мастерскую разбираться с наглым узурпатором — Карлом Лагерфельдом. Коко играет Джеральдина Чаплин, которая не прочь вспомнить, что у ее папы Чарли и Коко Шанель был один и тот же адвокат в Швейцарии. Лагерфельд играет сам себя.

— Ты манипулируешь моей грамматикой! — наседает Мадемуазель.

— Я не повторяю, я цитирую,— парирует Кайзер.

И говорит сущую правду. Главное, что он взял у Шанель,— не грамматику, не тотемы, не мотивы звезд, комет и львов, а понятную идею, что другим нельзя угодить, иначе как делая что-то, что страшно нравится тебе самому. Опросы же потребителей и результаты фокус-групп лучше зарыть в саду под магнолиями в части под названием "Свобода".

Лондон, до 1 ноября

Вся лента