Чиновников снимают с маршрутов

Распределением прав на полеты займется АЭВТ

Минтранс предлагает расширить полномочия Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), отстаивающей интересы российских авиакомпаний. АЭВТ может получить статус саморегулируемой организации (СРО) и взять на себя распределение прав на международные полеты. Этот вопрос стал особенно актуальным на фоне угрозы ухода с рынка "Трансаэро".

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Представляющая интересы 19 российских авиакомпаний АЭВТ может получить некоторые функции регулятора, сообщил вчера замминистра транспорта Валерий Окулов. По словам чиновника, министерство "заинтересовано в повышении и значимости АЭВТ". Так, в ходе подготовки к проверке состояния безопасности полетов гражданской авиации России, проводимой ICAO, авиакомпании и АЭВТ провели "серьезную подготовительную работу" и оказали поддержку при заполнении ряда документов и опросов, сообщил господин Окулов. Он предложил "проработать механизм" создания саморегулируемой организации на базе АЭВТ и определить функции регулятора, которые могла бы взять на себя ассоциация.

АЭВТ основана в 1991 году, зарегистрирована как некоммерческая организация, ее членами являются 19 ведущих авиакомпаний России, обеспечивающих более 80% объема перевозок в стране. Ассоциация ставит целью консолидацию усилий авиаперевозчиков в выработке и реализации единой политики в сфере гражданской авиации. В АЭВТ входят комитеты, работающие по разным направлениям гражданской авиации — аэропортовому, техническому и летному. Президентом ассоциации с мая 2014 года является Владимир Тасун.

Владимир Тасун пояснил "Ъ", что идея расширения полномочий АЭВТ с лета исходит от Минтранса. Предложение обсуждалось на заседании правления АЭВТ в конце сентября. Господин Тасун пояснил, что одной из возможных функций новой СРО, по мнению Минтранса, могла бы стать выдача авиакомпаниям допусков на международные линии. Кроме того, сейчас "необходимо эффективнее разрабатывать и совершенствовать нормативные документы для гражданской авиации", особенно в части их гармонизации с международными требованиями.

Сейчас права на международные маршруты распределяет межведомственная комиссия при Минтрансе. Согласно обновленным критериям, вступившим в силу в начале октября, при выдаче допусков комиссия будет учитывать использование современных отечественных самолетов, активность в социально значимых программах внутренних перевозок, уровень сервиса, удобство стыковок и тарифную политику. Маршруты становятся доступными при изменении межправсоглашений об авиасообщении, если авиакомпания сама отозвала допуски или ее сертификат эксплуатанта был аннулирован. В последние недели особенно остро этот вопрос встал на фоне угрозы ухода с рынка "Трансаэро", у которой 154 международных маршрута. Не менее половины из них рассчитывал получить "Аэрофлот", в борьбу включились "Сибирь" (S7) и "Уральские авиалинии". Ситуацию может изменить объявленная вчера сделка о покупке "Трансаэро" "Сибирью", но первая попытка продать проблемного перевозчика ("Аэрофлоту") уже сорвалась. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что новая СРО в любом случае может сыграть "позитивную роль", максимально учитывая интересы всех авиакомпаний.

Елизавета Кузнецова

Вся лента