«Спецпроекты "Фабрики" исследуют аспекты современного существования в глобальной картине мира»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о выставках 6-й Московской Биеннале современного искусства на территории Центра творческих индустрий «Фабрика».

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Основной проект 6-й Московской Биеннале современного искусства подошел к концу, кстати, несколько даже неожиданно — на три недели раньше заявленного срока. Зато специальная и параллельная программы продолжаются. Одним из «мест силы» в нынешней «послебиеннальной» Москве стал Центр творческих индустрий «Фабрика». Здесь до 25 октября открыто сразу семь спецпроектов. Все они исследуют специфические аспекты современного существования в глобальной картине мира.

Вышло так, что куратором большинства проектов выступила Елена Куприна-Ляхович и ее «Е.К.АртБюро». Даю слово Лене.

«Я курирую на территории "Фабрики" четыре проекта. Почему так много? Могу ответить следующее: на 6-й Биеннале какое-то рекордное количество специальных проектов, и не только у нас, потому что неожиданно было проявлено большое количество инициатив от художников, и все эти инициативы были очень актуальны и интересны. Четыре проекта — они, конечно, вроде бы кажутся все разными, на самом деле их объединяет актуальность и соответствие сегодняшнему запросу», — рассказала Куприна-Ляхович.

Кстати, несмотря на общие философские задачи, которые ставят участники выставок «Фабрики», предлагаемые ими эстетические решения и концепции разнятся. Есть предельно минималистичный подход Паруйра Давтяна «Что есть искусство?» — за 10 руб. посетитель приобретает в автомате капсулу, состоящую из конфеты и вкладыша-цитаты великих людей об искусстве. Карамель заставляет работать вкусовые рецепторы, а прочитанная фраза побуждает к размышлению.

Есть сразу пять минималистов из пяти стран мира, объединенных проектом «Центр точки находится сбоку»: возвращаясь к базовым категориям мироустройства, от точки до света и массы, они создают концептуальные скульптурные объекты, нарушая привычную оптику восприятия. Есть сложные и довольно «многословные» разъяснения участников международного проекта совместно с Высшей школой изобразительных искусств Гента «И неважно, что телефон звонит...» — это о зависимости современных людей от СМИ и гаджетов. Есть проект Ивана Дубяги, представителя краснодарского ар брюта «Невесомость» — в живописи на подвернувшихся под руку материалах художник балансирует на грани эстетического фола.

Вся лента