НОВЫЙ ПОСТМОДЕРН

РЕТРО

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА

Две новые часовые линийки знаменитой женевской марки de Grisogono, основанной Фавазом Груози в 1993 году, получили название New Retro. Мужская коллекция была представлена в рамках Базельской ювелирно-часовой выставки в конце марта, а знойная женская линейка — чуть позже, в середине июля в Женеве. Общий, крайне характерный дизайн соблюдается в обоих собраниях de Grisogono: мужские модели New Retro заметно крупнее в размере; женские часы, конечно же, меньше, они яркие и цветные и традиционно обильно и щедро для стиля de Grisogono украшены различными драгоценными камнями — бриллиантами (как белыми, так и цветными), изумрудами, голубыми и розовыми сапфирами и аметистами.

Обе линии New Retro de Grisogono — это не просто оригинальные и даже неожиданные коллекции, выдержанные в сложной, трудноуловимой стилистике 1950-х годов. Часы New Retro de Grisogono — это любопытный, крайне примечательный вектор. Часовые марки сегодня не столько создают копии своих давних и именитых архивных моделей (хотя в случае с юной по принятым вековым часовым меркам компанией de Grisogono такой ход не очень-то и возможен), сколько занимаются стилизацией "под ретро". New Retro de Grisogono (и особенно мужская серия коллекции) — это стопроцентное часовое ретро и идеальное попадание в стилистику эпохи.

Между копированием и стилизацией, как об этом нетрудно догадаться, существует значительная разница. Стилизация — ход театральный, костюмный, бесконечно и увлекательно творческий и, безусловно, очень игровой. Копирование же, напротив, шаг математический, технический, функциональный, требующий не свободной ассоциативной игры, а максимально точного "перевода" рисунков старых заслуженных часов в новый регистр. Например, в корпус большего размера: не секрет, что современные копии старых часов имеют больший корпус, нежели их предшественники. Стилизация "под ретро" — это решение явственно и откровенно постмодернистское, настаивающее на активном цитировании. Причем на цитировании не только конкретно часовых "кодов", но и общих стилистических положений той или иной конкретной эпохи: во внимание следует принимать палитру цветов, прием отделки, популярность тех или иных декоративных или технических элементов.

Так, например, коллекция великого дома Breguet с "говорящим" названием Heritage представляет модели, стилизованные под давний и верный французский ампир. Элегантный, сложносочиненный корпус "бочка", архивные детали оформления циферблата: стрелки "яблоко Бреге", рисунки гильоше, "мордочка Луны". Словом, перед нами — самый настоящий "брегет", хитро намекающий на какую-нибудь достопочтенную литературную пушкинскую эпоху. Но, к примеру, модель Breguet Heritage Phases de Lune Retrograde — это совсем не вернейшая копия каких-нибудь заслуженных "эрмитажных" часов, а успешная современная стилизация под ампир, столь любимый некогда самим часовщиком "всех времен и народов" Абрахамом-Луи Бреге.

Аналогичный метод можно отметить у другой исторической марки Swatch Group — Jaquet Droz. Дизайнеры Jaquet Droz используют разные исторические коды для создания современных ретрочасов — от белоснежных эмалей до разнообразных рисунков гильоше. Как правило, подавляющее большинство моделей отсылают нас к стилю ампира (к примеру, известная серия Eclipse). Однако одновременно с ампирными упражнениями компания отчетливо пробует свои силы и в иных временах: например, эмалевая синяя с модными "рубашечными" полосками на циферблате модель Grande Heure Minute Quantieme 2015 года напоминает о костюмном дизайне 1960-х годов.

Примечательна и серия Chopard L.U.C Quattro: это часы, которые комбинируют, с одной стороны, дизайн карманных моделей конца XIX века, а с другой — явный облик наручных часов 1960-х годов. Кстати, микс, комбинация в одной модели нескольких эпох,— это верный признак стилизации, важный знак ретро. Куда более "чистые" стилистические 1960-е годы — у моделей Glashutte Original коллекции Sixties. Художники этой немецкой мануфактуры используют синие оттенки для циферблата и рукописное начертание цифр.

И уж совсем агрессивный, игровой, чисто американский случай стилизации под дизайн 1960-х годов — это новые огромные часовые модели всеядной американской марки Jacob & Co Palatial Classic, которые уже одним своим колоссальным размером, блеском розового и желтого золота, лазоревыми цветами, а также гильошированными рисунками циферблатов способны привлечь внимание.

Не менее любопытно наблюдать за часовой стилизацией тех компаний, которые не являются по рождению часовыми марками. К примеру, мужская серия Dior Chiffre Rouge, придуманная бывшим дизайнером великого французского модного дома Эди Слиманом,— это военизированная, модная, "гаражная" нуар-стилизация под 1980-е годы. Вполне возможно, что именно модель Dior Chiffre Rouge следует считать эталоном современного часового ретро. В этих часах чувствуется и понимание принципиальной костюмной задачи; в них есть и "коды" эпохи, в них также звучит стилистическая нота. Словом, это часы, которые не существуют сами по себе как инструмент, как четкая и практическая часовая функция. Их цель — в ином, в подчеркивании определенных временных стилистических примет и соответствии модному гардеробу.

Военная и спортивная тематика хорошо ложатся на платформу ретрочасов: вот почему часовщики с большим счастьем подражают своим собственным архивным моделям милитаристской или спортивной направленности, в большей степени авиационной или автомобильной. Но, конечно же, старые модели претерпевают значительные изменения. Как мы уже отметили выше, в первую очередь эти изменения касаются размера корпуса (он увеличивается), материалов, из которого его изготавливают, а также цветовой палитры. Но тем не менее часовщики и часовые дизайнеры стараются не отходить от ключевых признаков выбранного в наперсники стиля, и здесь в дело вступают как раз заметные детали.

К самым важным из них нужно отнести разнообразные формальные элементы — стрелки, заводные коронки, "ушки", драгоценные застежки ремешков, дизайн цифр или цифровых меток, прострочка кожаного ремешка (а также тип и цвет кожи для него), рисунок звеньев браслета (наиболее историческим и на самом деле стопроцентно стильным следует признать в данном случае мелкотравчатое "миланское плетение", которое так часто используют дизайнеры Breitling при создании своих моделей в духе 1960-х годов).

Компания Panerai, легендарная итальянская марка с бравурной милитаристской биографией, сама по себе есть одна грандиозная мануфактура, чье творчество основано на стилизациях. С одной стороны, всем прекрасно известно, что Panerai плодотворно и мужественно работала для различных подразделений вооруженных сил Италии, а с другой — с середины 1990-х годов у марки развилась серьезная, хорошо описанная в научных трудах историка Франко Колони гражданская история. Эту историю обожают поклонники, фанаты, коллекционеры, включая и собирателей часов из тех стран, против которых Италия воевала во Вторую мировую войну. В Panerai активно и логично выпускают часовые реплики, а также часы, стилизованные под исторический средиземноморский милитаристский стиль: к подобным моделям стоит отнести легендарную пару часов Radiomir California 3 Days Acciao 47 mm и Luminor 8 Days Marina 44 mm. Обе модели — исторические, в большинстве современных вариаций дизайнеры Panerai используют старые творческие коды и даже, как повторяют в самой марке, нередко почти полностью копируют исторические образцы 1930-1950-х годов. Неизвестно, не лукавят ли они при этом, но часы Panerai всегда выглядят стилистически образцово и орнаментально и технически безупречно, что говорит о том, насколько тонко и метко именно итальянские мастера с их классическим "чувством прекрасного" способны ощутить и воплотить ту или иную эпоху.

Вся лента