ЧАСОВЩИКИ СЕДЛАЮТ "ЯГУАРЫ"

C ZENITH НА СТАРТЕ TOUR AUTO

АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ

Апрель. Под стеклянными сводами Большого дворца в Париже объявляют старт гонки Tour Auto Optic 2000. Машины выстраиваются в линии и каре — по маркам и годам. Лучшее место под центральным куполом занимают BMW и Ferrari. Справа и слева, как на параде,— Porsche, Alfa Romeo, Jaguar, Ford, Lancia, Alpina, Triumph. Все это напоминает огромную автостоянку или гаражный кооператив, но вместо "Волг" и "Жигулей" расставлены разнообразные исторические сокровища, на которые облизываются аукционные дома. И хотя Ferrari не "Жигули", счастливые мужички-владельцы с таким же аппетитом восседают за раскладными столами, стоящими внутри каре, и выпивают за будущую гонку.

Машинам Tour Auto этого года предстояло пройти по дорогам Франции. Пять этапов. Сначала Париж--Виши, потом Клермон-Ферран, Тулуза, По и, наконец, Биарриц: по традиции гонка всегда заканчивается на берегу, меняются только конечные пункты. Свое название Tour Auto она получила потому, что была создана в память Tour de France Auto, но не могла унаследовать полного имени соревнования. Зато унаследовала участников. Как и в любой "исторической" гонке, требования аутентичности абсолютны: на старт допускаются только автомобили, которые могли соревноваться в Tour de France, то есть выпущенные с 1951 по 1973 год.

"Такие машины не часто увидишь",— говорит организатор Tour Auto Патрик Петер. Он считает, что гонка до сих пор настоящее испытание для экипажей. В этом году заявлено немало спортивных машин без крыши и кабриолетов: "Нелегко пройти 2 тыс. км, когда ты открыт ветру и дождю". Я вспоминаю о путешествии Хемингуэя и Фицджеральда по дорогам Франции в открытой машине, которое закончилось ливнем и простудой, и соглашаюсь с ним.

В прошлом году часовым партнером Tour Auto была марка Hublot, в этом году официальным хронометристом 24-й гонки стала марка Zenith.

— Мы здесь надолго,— говорит президент Zenith Альдо Магада.— Жан-Клод Бивер, который теперь командует всем часовым подразделением LVMH, считает, что мы лучшая кандидатура для участия.

— Еще бы,— подхватываю я.— У вас ведь есть знаменитый механизм для хронографа El Primero.

— Когда говорят о Zenith, всегда вспоминают El Primero,— пожимает плечами Магада,— я всегда этому рад, но все же думаю: если бы у вас спросили, что такое Ferrari, вы разве ответили бы: "Там восемь цилиндров!".

— Таким мотором можно гордиться.

— Наш работает 24 часа в сутки и 365 дней в году. Потому что в свое время часовые мастера сделали то, что сейчас пытаются делать автоконструкторы,— производить моторы, обладающие наибольшей мощностью при наименьшей затрате энергии.

В гонке 2015 года Альдо Магада сам сел за руль гоночного автомобиля. Вместе с ним машину вел известный часовщик и не менее известный автолюбитель Даниэль Спадини. Второй зенитовский экипаж составили Феликс Баумгартнер (тот самый, который спрыгнул с парашютом с 39 км и пролетел их по часам Zenith за 4 минуты и 19 секунд) и часовщик Доминик Вананти на Mercedes 300SL 1.

Магада и Спадини рулили знаменитым болидом Jaguar Type E 1964 года. Впервые он был представлен на этом же самом месте в 1961 году — на последнем парижском автомобильном салоне, который проводился в Большом дворце. На следующий год на мануфактуре в Ле-Локле начали разработку не менее знаменитого зенитовского калибра El Primero.

— Вы не боитесь заболеть гонками? — спрашиваю я президента Zenith.— Начнете коллекционировать машины, сбегать из своего кабинета на трассу. Что скажут в LVMH?

— Да, опасное дело,— вздыхает Альдо Магада,— но пусть лучше все болеют нашими часами. Мы выпустили к гонкам El Primero Chronomaster 1969 Tour Auto Edition с механизмом, открытым на 11 часах, он напоминает открытый мотор гоночной машины.

Магада и Спадини на красном Jaguar оказались в итоге в третьей-четвертой десятке. Вполне почетный результат среди 230 конкурентов, тем более что в часах на этой гонке никто не оспаривал первое место Zenith и El Primero.

Вся лента