Кировская область осваивает интернет

Регион будет сотрудничать с крупнейшими сетевыми компаниями

Правительство Кировской области подписало первый в России четырехсторонний меморандум о сотрудничестве с компаниями «Яндекс», «Рамблер&Со» и «Спутник» в сфере работы с открытыми данными. Предполагается, что региональные власти будут предоставлять операторам информацию, интересную бизнесу и населению, а интернет-компании будут использовать их для формирования пользовательских сервисов. Это позволит повысить открытость работы властей, но даст положительный эффект только в том случае, если бизнес сможет правильно воспользоваться этими сервисами, отмечают эксперты.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Четырехсторонний меморандум о сотрудничестве в сфере открытых данных, инициированный правительством Кировской области, заключен с компаниями «Яндекс», «Рамблер&Со» и «Спутник». Речь идет прежде всего о размещении в интернете общедоступной информации от органов власти региона. Детали „Ъ“ пояснил министр информационных технологий и связи Кировской области Александр Зорин: «Например, нам интересно разместить данные по движению общественного транспорта, интересен проект „Спутника“ по аптекам, который позволяет жителям находить ближайшие аптеки и даже сравнивать ассортимент и цены на лекарства. Еще мы хотели бы интегрировать в интернет-сервисы карту инвестиционной привлекательности региона: данные о существующих инвестиционных площадках, об имуществе, которое муниципалитет и область сдают в аренду, так как бизнесу для принятия решений об инвестировании нужна эта информация. Конечно, у нас есть свой портал с этой информацией, но аудитория „Яндекса“, „Спутника“ и „Рамблера“ в сотни раз шире». По словам министра, окончательный список открытых данных, которые будут размещаться на сервисах компаний-партнеров, будет определен исходя из потребностей бизнеса и населения региона. Для этого при министерстве информтехнологий уже сформирован экспертный совет, а до конца года будет запущен экспертный совет по информатизации. Предполагается, что основные приоритеты будут определены в течение месяца, после чего стороны заключат соглашение о сотрудничестве с конкретными параметрами. Затем на специальном портале будут размещаться выбранные открытые данные в формате, необходимом для интеграции с интернет-сервисами. «Сейчас прорабатывается два таких пилотных проекта — „Мой дом“ и „Мой регион“, которые отображают актуальную информацию об инфраструктуре района и региона. В первом случае каждый пользователь может увидеть, где находится ближайшая поликлиника, полицейский участок, аптека, каков график отключения горячей воды летом», — пояснил „Ъ“ директор по коммуникациям «Спутника» Дмитрий Чистов.

Пока проектов по работе с открытыми данными в России немного. Например, пилотный проект «Спутника» «Мой регион» сейчас реализуется в Ульяновской области, правительство которой предоставило компании 400 блоков открытых данных. Кроме того, компания готовится заключить соглашение с Челябинской областью. «Яндекс», который также давно поддерживает идею максимальной открытости данных гоструктур и активно участвует в диалоге с разными регионами России, на данный момент подписал подобные соглашения только с Татарстаном и Москвой. «В Москве в рамках сотрудничества мы запустили мобильное приложение „Яндекс.Парковки“ с удобным поиском и онлайн-оплатой парковок с мобильного телефона водителя. Мобильное приложение „Яндекс.Транспорт“ в режиме реального времени начало показывать движение общественного транспорта в Москве. В начале марта Auto.Ru начал проверять все объявления о продаже машин на угон, сверяясь с базой данных департамента информационных технологий Москвы. В Казани мы сотрудничаем с муниципальными перевозчиками», — рассказал региональный представитель компании «Яндекс» Дмитрий Горчаков. По его словам, различные открытые данные могут использоваться также для отражения на картах информации о важных городских объектах. «Например, „Яндекс.Прогулки“ подсказывают интересные места и маршруты, используя информацию о культурных объектах разных городов России. В агрегированном виде подобную информацию часто могут предоставить только городские власти», — говорит Дмитрий Горчаков.

Для компаний-партнеров проекты по использованию открытых данных позволяют наполнить сервисы данными и привлечь новых пользователей, а региону — сократить расходы на оказание электронных услуг населению. «Пока этот проект реализуется на некоммерческой основе, а впоследствии это будет классическая портальная модель с рекламными и транзакционными расходами, например, можно будет онлайн оплатить услуги ЖКХ», — рассказал господин Чистов. Кировской области это позволит без лишних затрат предоставить населению и бизнесу нужную информацию. «Затраты бюджета будут минимальными — основная нагрузка ляжет на плечи бизнеса. А мы возьмем на себя работу по повышению компьютерной грамотности населения», — рассказал Александр Зорин. Кроме того, это позволит региону усовершенствовать систему госуправления за счет использования информационных технологий, создаваемых партнерами. В частности, речь идет о технологии синтеза речи, которую целесообразно использовать при организации деятельности государственных центров телефонного обслуживания, диспетчерских служб и функционировании сайтов органов власти. Кроме того, на базе ВятГУ планируется создать центр по работе с открытыми данными, который будет проводить маркетинговые исследования в этой сфере, прикладные разработки в сфере информационных систем и сервисов на основе открытых данных, выполнять заказы IT-компаний и государственного сектора, проводить научно-исследовательские разработки. Также предусмотрена совместная работа в рамках геоинформационных технологий, в том числе с участием НП «Геоинформационный кластер „ГеоКиров“».

Использование открытых данных может стать эффективным инструментом для бизнеса, но только в том случае, если он сможет ими грамотно воспользоваться, полагает аналитик ИХ «Финам» Леонид Делицын. «То есть подобные инструменты повышают открытость органов власти и информации, но все упирается в наличие специалистов, которые смогут использовать и применять эти данные. В идеале такие сервисы должны позволить бизнесу, в том числе иностранному, получить нужную информацию о регионе и принимать решения об инвестициях», — считает эксперт. Если же бизнес не сможет грамотно работать с открытыми данными на сервисах, то такие сервисы будут выполнять декоративную функцию, отмечает аналитик, хотя, по его мнению, это перспективное направление для развития.

Анна Павлова

Вся лента