Гармония противоречий

Марина Прохорова о сезоне «осень-зима 2015/16»

Главное, что надо сказать о наступившем сезоне,— он беспримерно разнообразен. Настолько, что многие модные критики пишут о неактуальности термина «тренды» — в коллекциях осени-зимы мы видим сочетание стилей, ранее казавшихся несоединимыми. Но, конечно, и переизбыток трендов, и их взаимная противоречивость — тоже тренд

Этот сезон полностью и окончательно покончил (точнее — до особого распоряжения) с понятием "хороший вкус" в его традиционном смысле. Мода, фэшн-дизайнеры и стилисты давно его недолюбливали, боролись с ним как могли — и вот одержали победу. Подлинная стильность уже много лет все решительнее требовала нарушения жестких правил, но вплоть до недавнего времени дело ограничивалось пресловутым умением "миксовать": плиссированная юбка с кроссовками, кружевная юбка с толстовкой, коктейльное платье с пластмассовой бижутерией. Этих полумер теперь недостаточно. Главный тренд сезона — сочетание в одном луке традиционно считавшихся абсолютно несочетаемыми фактур, цветов, принтов и стилей. Комплект из бушлата ворсистой шерсти, шелковой блузки с бантом, асимметричной юбки с принтом, лакированных ботфортов и лыжной шапки грубой вязки (и все это разных цветов) очень характерен для нынешнего сезона. Надо сказать, что, во-первых, все это выглядит гораздо лучше, чем звучит, а во-вторых, если вам такой образ все же не полюбится, есть множество других — как уже было сказано, сезон разнообразен.

Итак, трендов много, и они сочетаются непредставимым ранее образом, практически внедряясь друг в друга.

Супрематизм, самая мягкая и универсальная вариация футуризма, актуален больше 10 лет. В этом сезоне вещи с крупными, формирующими силуэт цветными панелями представили практически все дизайнеры. Эти вещи очень разные: от мягких двуцветных нарядов, как у Celine, до жестких футуристических, как у Christian Dior и Bottega Veneta. Интересная новость — это меховые панели: карманы и вставки на юбках, как у Marni, или бандо, как у Balenciaga или Giambattista Valli.

Giambattista Valli

Минимализм тоже никуда не исчезает. Но в соответствии с главной идеей сезона он дополнен декором и в основном требует очень фактурных, рыхлящих силуэт материалов — это бархат, твид и клоке. А лаконичные платья Christian Dior сшиты из меха. Такой усложненный вариант минимализма отчетливей всего представлен в коллекциях Chanel, Celine, Balenciaga, Sportmax, Giorgio Armani. Более сдержанные и лапидарные вещи, взрослые и классические, построенные на выверенных силуэтах и одновременно похожие на 70-е и 90-е,— в коллекциях Hermes, Jil Sander и MaxMara.

Очень важен для нынешнего антистилевого сезона стиль бохо — он тоже в этом сезоне чрезвычайно разный, и изящно напоминающий об интеллектуальной элите эпохи битников, и разудалый до цыганщины, и гранжевый. И коллекций, преимущественно созданных в этой стилистике, очень много. Самые яркие, причем во всех смыслах этого слова, бохо-коллекции — у Lanvin, Dries Van Noten, Kenzo, Etro, Chloe, Burberry Prorsum. Пэчворк, бахрома, аппликации, многослойные наряды и самое невероятное сочетание сложных фактур чаще всего можно встретить в вещах, выдержанных именно в этой стилистике.

Но наиболее актуальны ткани с четкими рисунками — и геометрическими, и цветочными, и выполненными в теплой типично осенней цветовой гамме. Очень много вещей из гобеленовых тканей, практически интерьерных — и вообще, мебельные ткани в одежде используются с необычной активностью, в модных коллекциях можно обнаружить и тюль, и бархат с бахромой. И еще очень важно, что блеск из моды не выходит. В моде и люрекс, и ламе, и парча, и ткани с напоминающими дискотечные зеркала 80-х пайетками.

Юный шестидесятнический стиль в нынешнем сезоне — это мини, часто радикальное, силуэт беби-долл и топорщащиеся жесткие материалы. Все его особенности подчеркнуты с помощью множества сложных деталей, геометрических узоров и блестящих фактур. Футуристическая вариация на тему 60-х — у Christian Dior и Louis Vuitton, гранжевая — у Saint Laurent, театрально-кукольная — у Miu Miu и Dolce & Gabbana.

В этом сезоне много нарядов подчеркнуто закрытых и почти чопорных, даже если используются пестрые материалы. Но одновременно в тренде обнаженность. По-прежнему актуальны прозрачные ткани — просвечивающие наряды можно найти в коллекциях Burberry Prorsum, Dolce & Gabbana, Valentino и даже у максимально сдержанной марки Bottega Veneta. Микромини в сочетании с глубоким декольте встречается в коллекциях Christian Dior, Louis Vuitton, Saint Laurent, Miu Miu. Сезон предлагает огромное количество тончайших платьев-комбинаций на бретельках-спагетти. Наиболее характерные варианты — у Celine, Salvatore Ferragamo, Boss и, вполне внезапно,— Jil Sander. Много глубоких, почти до талии треугольных декольте — платья и топы с треугольным вырезом можно найти практически во всех дизайнерских коллекциях. Но стоит обратить внимание на то, что эти декольте к кокетству и демонстрации женственности отношения не имеют. В них есть определенная дерзость, но они абсолютно ничего не демонстрируют. Это просто стилистический прием и еще один безошибочный способ вытянуть стройный силуэт.

Gucci

Очень важны брючные костюмы. Однобортные и двубортные, повседневные и вечерние. Такие как у Saint Laurent, Ralph Lauren, Chloe, Paul Smith. Не выходят из моды костюмы, состоящие из пиджака с укороченными брюками — кюлотами, впервые предложенными в коллекциях Jil Sander, Prada и у Paul Smith.

Главные пальто — либо объемные, либо чуть заметно приталенные, но отнюдь не обуженные, запахивающиеся как у Sportmax, либо как у Hermes. Длины они могут быть любой — до середины бедра, по колено, до щиколотки, вообще в пол. Из-за популярности стиля бохо необычайно много кейпов — к примеру, у Burberry Prorsum, Salvatore Ferragamo, Chanel, Missoni, Chloe и Etro.

Хотя дизайнеры из сезона в сезон вспоминают все модные тренды прошедшего столетия, брюки с очень низко, ниже колена начинающейся расклешенностью в моде были всего однажды — когда в 1994 году вышел фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво". И вот о них вновь вспомнили практически все. Чуть укороченные или длиной 7/8 облегающие брюки с напоминающим волан клешем понизу есть в коллекциях почти всех марок, дизайнеры которых обратили внимание на брюки.

Блузки, как будто созданные для базовой части гардероба,— подчеркнуто дамские, с завязывающимися бантами у горла — в модных коллекциях встречаются давно. Но в этом сезоне без них просто уже не обойтись. Главные блузки — либо белые, либо с четким принтом. Есть и альтернатива — в моду вошли очень узкие длинные шарфы, завязывающиеся у горла на бант, как у Chloe. Помимо съемных бантов, важная новая деталь — это накладной воротник. Цветной, как у Christian Dior, или белый. Самые типичные белые отложные и подчеркнуто накладные воротники у Chanel и Alberta Ferretti.

При всем обилии разноцветия сезон предлагает и много монохромных вещей и комплектов. Белый уже второй зимний сезон можно считать новым черным — впрочем, и черный нимало не отступает. Викторианская готика с обилием черного цвета, кружевами, гофрировкой и оборками представлена обильно — у Alexander McQueen, Givenchy, Comme des Garcons, Alberta Ferretti, Haider Ackermann и Yohji Yamamoto. Черно-белые принты есть практически в каждом сезоне, но в этом как-то особенно разнообразны.

Также крайне актуальны все оттенки оранжевого, от ярчайшего апельсинового, как у Celine, и рыжего, как у Sportmax, до мягких тонов терракоты, как у MaxMara. Очень много разнообразного хаки и похожих земляных оттенков, крайне много синего, от цвета стираной джинсовки, как у Chloe и Moschino, до глубочайших оттенков navy, представленных в коллекции Hermes.

Нельзя не заметить и версии безудержной пестроты, никак не связанной со стилем бохо. Речь идет об очень элегантных коллекциях, выглядящих цельными при самых смелых сочетаниях цветов и рисунков. Это безусловная классика, силуэтами и пропорциями напоминающая моду 60-х и чаще 70-х. Жесткие стройные силуэты, почти чопорные фасоны и сочетания разнообразнейших цветных узоров можно найти в коллекциях Gucci, Prada, Bottega Veneta, Marni. В этих коллекциях проще всего найти просто красивые наряды с рисунком — многоцветным, но всего одним.

Длина в моде любая, от микромини до макси в пол. Все промежуточные варианты тоже весьма актуальны, хотя чуть ли не самая распространенная — классическое миди до середины икры. Объемы тоже почти любые, хотя оверсайз популярен чуть меньше, чем год тому назад. Чаще всего встречаются силуэты умеренные, но со значительным расширением в линии плеча и рукавах. Прекрасные примеры такого деликатного напоминания о рубеже между 70-ми и 80-ми у Balenciaga, Sportmax, Miu Miu или Givenchy. Чего практически нет — так это обтягивающих вещей. Силуэты-тюбики и песочные часы, коконы и плавно намекающие на изгибы фигуры наряды представлены во всем разнообразии — но даже самые откровенные вещи на самом деле скрывают подробности.

Шубы и дубленки, разумеется, из моды не выходят — в этом сезоне в особенной моде койот, мутон и ондатра. Фасоны меховых пальто самые простые. Но зато много вещей с меховой отделкой, почти традиционной. Это оторочка манжет, пышные воротники-шали — причем не только у пальто, но и у довольно легких платьев. Так же как съемные воротники, в моде просто боа и горжетки из цветного меха. Самые модные не столько элегантны, сколько эффектны, и больше всего они напоминают театральный реквизит. У Celine, к примеру, важный аксессуар — лента с равномерно нанизанными на нее помпонами из чернобурки.

Christian Dior

Кроме того, важный и безусловно новый тренд этого сезона — сочетание брюк с юбками. Попытки совместить эти два предмета встречались ранее в концептуальных или подчеркнуто этнических коллекциях. Но в наступившем сезоне эта многослойная вариация — уже уверенный, мейнстримный тренд. И обнаружить брюки, поверх которых надета жесткая недлинная юбка, чаще всего асимметричная или на запахе наподобие фартука, можно и в достаточно авангардной коллекции Christian Dior, и у такой традиционно сдержанной и рассчитанной на буржуазок всех возрастов марки, как Hermes.

Уходящие под юбку узкие и облегающие ноги ботфорты — это своеобразная вариация на тему многослойности брюк с юбкой. Ботфорт в этом сезоне очень много, и они разнообразны. Самые яркие — замшевые либо бархатные, с вышивками и аппликациями. Наиболее универсальные — лаковые и гладкие. Разнообразно представлены также и ботики с узким вырезом на подъеме и полусапожки. Часто тоже лаковые или замшевые — в нынешнем сезоне в моде ярко выраженная фактура материалов, из которых сшита обувь. Позаимствованные из мужского гардероба оксфорды, ботинки, штиблеты и флэты на низком каблуке вполне популярны. Но главная новинка — широконосая обувь на широком каблуке средней высоты, как в 70-х. А вот каблуки-стилеты в распространенных трендах не значатся. И в полном соответствии с принципиальным разностильем этого сезона к семидесятнической обуви предложены не планшеты и ягдташи через плечо (их очень немного), а дамские саки и сундучки, объемные и хорошо держащие форму, на коротких ручках — прямиком из моды середины ХХ века.

Вся лента