«Основное развитие компании происходит на развивающихся рынках, в том числе в России»

Несмотря на ухудшение отношений России и стран Запада, для ряда иностранных производителей наша страна по-прежнему остается стратегически важным регионом. О перспективах реализации инвестпроектов в российской фармацевтической отрасли рассказывает Эльчин Эргюн, исполнительный вице-президент, руководитель глобального подразделения коммерческих операций, член правления фармацевтического бизнеса компании «Мерк».

REVIEW: Как вы оцениваете ситуацию на фармацевтическом рынке России в целом с точки зрения уровня конкуренции и перспектив развития производства?

Эльчин Эргюн: Российский рынок в силу наличия обширных территорий и, как следствие, повышенного спроса со стороны потребителей является привлекательным для многих зарубежных компаний, и фармацевтическая отрасль — не исключение. Также стоит учитывать, что значительную долю фармацевтической продукции закупает государство. По данным маркетинговой компании DSM Group, государственный сектор, который является одним из самых стабильных на фармацевтическом рынке России, в области закупки ГЛС (готовых лекарственных средств) вырастет на 5% в 2015 году и достигнет 309 млрд руб. Если говорить о фармацевтическом рынке России в целом, то по прогнозам он вырастет в 2015 году на 15% в рублях и достигнет 1,3 трлн руб.

Конечно, стоит отметить, что конкуренция высока — на российском рынке присутствуют как иностранные, так и отечественные производители. Несомненным преимуществом для иностранных производителей является локализация производства на территории РФ, что позволяет быть конкурентоспособными.

R.: Насколько сильно осложнилась работа на российском рынке для иностранных компаний в связи с ухудшением отношений России и западных стран?

Э. Э.: В последние два года ситуация в экономике России была не самой простой, но этот регион является для нас стратегическим, и мы можем позволить себе рассматривать долгосрочные перспективы. К слову, мы в России уже более 115 лет.

На наш взгляд, основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные производители в России, связаны с необходимостью локализации производства в РФ, которая четко прописана в стратегии развития фармацевтической отрасли «Фарма-2020». Зачастую возникают сложности с наличием необходимых современных производственных мощностей, строительством собственного завода, высокой стоимостью необходимых для производства ресурсов и т. д.

Но каждая компания выбирает свой путь развития. Так, руководство компании Merck приняло решение о локализации производства некоторых наших препаратов в России на производственных мощностях отечественных компаний. В 2012 году были заключены соглашения с компанией «Фармстандарт», в результате которых стало возможным производство жизненно важного препарата для лечения рассеянного склероза на территории России.

Вторым шагом на пути к обеспечению доступности лекарственных препаратов из списка ЖНВЛП для пациентов стало новое соглашение, подписанное в 2015 году, в результате которого в России будет производиться препарат для лечения метастатического колоректального рака и рака головы и шеи. На базе завода «Фармстандарт» в Уфе будет реализовано производство полного цикла препарата, который ранее производился только в Германии.

R.: При каких условиях инвестпроекты в фармацевтической отрасли могут быть выгодными для иностранных компаний?

Э. Э.: Мы совершенно точно считаем фармацевтический рынок РФ привлекательным с точки зрения инвестиций. Во-первых, есть спрос. Во-вторых, несмотря на некоторые законодательные сложности и особенности становления любого развивающегося рынка, руководство РФ открыто к диалогу и принимает к обсуждению любые вопросы, связанные с регулированием деятельности компаний, ведением цивилизованного бизнеса и создания наиболее благоприятных условий для инвестора.

О серьезных намерениях «Мерк» в России свидетельствуют наши действия в области локализации производства лекарственных средств. В рамках сотрудничества с «Фармстандартом» мы передаем саму технологию производства лекарственных средств, проводим обучение сотрудников и т. д.

R.: Как сказалась на вашем бизнесе девальвация рубля?

Э. Э.: Не только Россия, но и весь мир переживает определенные экономические трудности. Говорить о результатах 2015 года пока рано. Однако общие показатели по итогам 2014 года положительные — совокупный доход группы «Мерк» в 2014 году вырос на 3,7% и составил €11,5 млрд. «Мерк Сероно», биофармацевтический бизнес «Мерк», в 2014 году отчитался об органическом росте выручки на 1,7%, что составило €5,8 млрд, учитывая колебания курсов валют (без учета колебания курсов валют рост составил 3,6%). С географической точки зрения, основное развитие компании происходит на развивающихся рынках, в число которых входит Россия.

R.: Какова, с вашей точки зрения, наилучшая стратегия работы для иностранного производителя на российском рынке в текущих условиях?

Э. Э.: На наш взгляд, нужно придерживаться долгосрочной стратегии и не принимать поспешных решений, так как нестабильная экономическая ситуация характерна для всех развивающихся рынков. Мы верим в благоприятное развитие экономической и политической ситуации в России, поэтому будем придерживаться собственной стратегии компании в РФ. Также стоит отметить, что бизнес должен быть вне политики, придерживаться законодательных норм и сотрудничать с государством, вести постоянный диалог с целью поиска совместных решений по урегулированию тех или иных вопросов.

Беседовала Наталья Горова

Вся лента