Чукотской авиации навинтили цену

В госзакупках самолетов нашлись неконкурентные условия

ФАС проверяет госорганы и компании Чукотки на антиконкурентный сговор при закупке самолетов DHC-6. Руководство проводившего конкурс ГУП «Чукотснаб» отрицает факт сговора, а увеличение итоговых затрат объясняет курсовыми колебаниями и необходимостью лизинга. Второй участник конкурса, «Дальневосточная авиа-лесная компания», пытается обжаловать результаты конкурса в судебном порядке.

ФАС исследует обстоятельства появления на Чукотке двух DHC-6, которые должны постепенно заменить устаревшие Ан-24

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Федеральная антимонопольная служба возбудила дело по признакам антиконкурентного сговора (ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции») в отношении департамента промполитики, строительства и ЖКХ Чукотки, ГУП «Чукотснаб», ГП «ЧукотАВИА», ООО «Авиационная корпорация „Витязь“» (Москва) и ООО «Чукотка-Лизинг». По мнению ФАС, имели место нарушения, которые обеспечили победу «Витязю» при закупке двух самолетов DHC-6 Series 400 Twin Otter, а также при выборе ООО «Чукотка-Лизинг» для аренды воздушных судов. «По нашей информации, разработанная ответчиками схема привела не только к устранению с рынка других поставщиков, но и к существенному удорожанию закупки. Разница между первоначальной стоимостью и той, по которой были приобретены суда, составила более 30%»,— заявил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

В ноябре прошлого года ГУП ЧАО «Чукотснаб» провело два запроса предложений на поставку DHC-6. Начальная цена контракта (с НДС) по каждой процедуре составила $9,52 млн. Рассмотрение заявок состоялось 20 ноября, предложения на оба конкурса представили две компании. ООО «Авиационная корпорация „Витязь“» предложило исполнить контракт за $9,52 млн, ООО «Дальневосточная авиа-лесная компания» (Владивосток) — за $11,21 млн. Второе предложение было отклонено из-за несоответствия в части цены и оформления документов.

Гендиректором и владельцем 14,5% в ООО «Авиационная корпорация „Витязь“» с уставным капиталом 100 тыс. руб. является Сергей Анциферов. 55,5% принадлежит ООО «Русинвест», 12% Константину Острягину, по 9% Сергею Квашнину и Александру Мишину. ООО «Чукотка-Лизинг» с капиталом 574 млн. руб. на 100% принадлежит ГУП «Чукотснаб», которое, в свою очередь, на 100% принадлежит ЧАО. По 50% в ООО «Дальневосточная авиа-лесная компания» с капиталом 10 тыс. руб. владеют Сергей и Наталья Григорьевы.

Как сообщил „Ъ“ первый заместитель директора ГУП «Чукотснаб» Руслан Тришин, предприятие не получало никаких уведомлений от ФАС о возбуждении дела. По его словам, цена самолетов с момента заключения контрактов в ноябре 2014 года до момента их прибытия на Чукотку (в апреле и июне) выросла в рублевом выражении из-за курсовых колебаний, поэтому заказчик постарался оплатить 100% суммы, чтобы подстраховаться от возможных скачков. Установка дополнительного оборудования, по его словам, была обусловлена особенностями эксплуатации самолетов в условиях Чукотки. Лизинговая же схема была применена ввиду отсутствия финансовых средств у авиаперевозчика.

Телефон главы департамента промполитики Чукотки Валерия Васильева вчера не отвечал, дозвониться в «Дальневосточную авиа-лесную компанию» не удалось. Отметим, «Дальневосточная авиа-лесная компания» обжаловала результаты конкурса в судах. Истец, как следует из материалов суда, настаивал на том, что требования к товару были сформулированы неоправданно конкретно, вплоть до указания года выпуска и даты поставки, «в условиях полной осведомленности ГУП „Чукотснаб“ о контрактах, имеющихся у ООО «АК „Витязь“». Ответчик настаивал, что компания могла бы быть допущена к конкурсу, если бы снизила цену на $1,5 млн. Арбитражный суд ЧАО 30 июня отказал в удовлетворении требований. Шестой арбитражный апелляционный суд отложил рассмотрение жалобы до 29 сентября.

Вадим Пасмурцев

Вся лента