«Для русских аморфность и пластичность являются не недостатком, а сущностью»

Крестный ход в Петербурге собрал 100 тыс. человек, сообщает МВД. Шествие состоялось 12 сентября, в День перенесения мощей князя Александра Невского. Крестный ход, приуроченный к этому событию, проходит уже третий год подряд. Петербуржец Дмитрий Губин в мероприятии не участвовал, однако внимательно за ним следил.

Фото: Фото из личного архива Д. Губина

Можно не верить данным полиции, но снимки Невского проспекта, занятого во всю длину толпой с хоругвями, впечатляют. Все как на демонстрациях в СССР, и сходство не только в количестве. Часть пришедших выразить религиозные чувства отмечалась в списках по месту работы либо проживания, и таблички с надписями типа «Московский район» сходство усиливали. Ведь в Царстве Божием, где, согласно апостолу Павлу, нет ни эллина, ни иудея, и где существует только личное членство, вряд ли впечатлятся сбором по месту прописки.

Но если продолжать параллели по единству в вере, то следует заметить, что на демонстрации 1 мая и 7 ноября большинство все же шло добровольно. Было здорово и необычно пройти с друзьями пешком там, где в прочее время движутся лишь автомобили. Это был вариант советского карнавала. Но среди участников карнавала была часть искренне верящих – в коммунизм, в преимущество советского образа жизни.

Хотел бы я знать, сколько среди тех демонстрантов было искренних коммунистов, сколько – циников, а сколько – ведущих себя так, как скажет начальство. И не перетекла ли прежняя вера в новую, как жидкость перетекает из пустого в порожнее. Должно же быть объяснение тому, почему народ-богоносец век назад стал крушить церкви, а теперь вроде как снова стал богоносцем?

То есть общее объяснение у меня есть: для нас, русских, аморфность, пластичность, конформность являются не недостатком, а сущностью, гарантирующей выживание при любом режиме. Попробуйте убить или репрессировать пластилин! Он с готовностью примет новую форму, а затем — новую под новой жесткой рукой. Твердая нравственность существует у нас лишь в семье и ближнем кругу. Но детали механизма, который позволяет нации лепить из себя горбатого, мне не ясны. Советским ученым изучать это никто бы не дал. Но нынешним что мешает? Новое церковное русское — это что? Результат пропаганды или свойство человеческой психики? Вот где раздолье социологам, психологам, биологам Петербургского университета: кому возрождение святой Руси, а кому полевые исследования!

Но мне о таких работах ничего не известно. Данные о сравнительной психологии верующих и неверующих излагает в книге «Бог как иллюзия» англичанин Ричард Докинз. О нейротеологии как о новой перспективной дисциплине пишет в книге «Бог и мозг» американец Мэтью Альпер. Книг на ту же тему наших ученых я никогда не видел.

Не удивляюсь, если им просто не до того, поскольку идти на крестный ход пришла разнарядка.

Вся лента