Чиновники потеряли доверие

Большинство отраслей российской экономики давно и прочно пребывает в депрессии — значительная их часть вообще демонстрирует падение, наиболее успешные сегменты из последних сил сохраняют объемы прошлых лет. Как правило, к успешным относятся отрасли, прямо или косвенно получившие государственную поддержку. Так произошло и с сельским хозяйством, которому государство оказало услугу, объявив продуктовое эмбарго европейским производителям; так происходит с ипотекой, которая уже полгода держится лишь благодаря тому, что бюджет субсидирует ставку. Аналогична и история с лизингом: на фоне общего падения лизинг автотранспорта демонстрирует даже некоторый рост — опять же благодаря тому, что с мая стартовала программа льготной покупки транспорта в лизинг.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Проблема в том, что конца кризиса в обозримом будущем не предвидится, а вливать до бесконечности миллиарды даже в системообразующие отрасли бюджет не может. Властям необходимо создавать условия, при которых бизнес мог бы развиваться сам, не рассчитывая на государственные дотации. Но с этим последние 25 лет в стране как-то не складывается — на фоне деклараций о необходимости поддержки малого бизнеса, облегчения налогового бремени для предпринимателей, снятия административных барьеров власти все больше закручивают гайки и ведут не самую дружелюбную политику по отношению к инвесторам. В итоге доверие к чиновникам у немногочисленной группы предпринимателей, у которых еще остались свободные средства, окончательно испаряется. За примером далеко ходить не надо — Петербург несколько лет готовил конкурс на строительство корпуса больницы N 40 по схеме государственно-частного партнерства. В итоге принять участие в нем решились лишь две компании. Эксперты отмечают, что схема ГЧП интересна тем, что дает концессионеру гарантированный, не слишком большой, но стабильный доход. Но законодательство о ГЧП изобилует белыми пятнами, в результате для любой, даже самой крупной компании участие в схеме ГЧП влечет за собой серьезные риски.

Впрочем, заполнение одних только пробелов в законодательстве ситуацию в экономике вряд ли изменит. В России, как известно, жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Вероятно, эту аксиому и необходимо менять в первую очередь.

Валерий Грибанов, редактор Business Guide "Экономика региона"

Вся лента