«Стране нужна крепкая региональная банковская система»

Эксперт

Ключевые документы, принятые в этом году и касающиеся взаимодействия власти, бизнеса и банковского сообщества, комментирует председатель комитета по экономике и промышленности законодательного собрания Нижегородской области, первый заместитель председателя совета Ассоциации региональных банков России Михаил Гапонов.

Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ

— В июле законодательное собрание приняло закон о «налоговых каникулах» для новых зарегистрированных ИП. Обсуждение шло непросто. Почему?

— Предмет дискуссии очевиден. С одной стороны, очень хорошо, что такой закон принимается в объективно непростой экономической ситуации и мы идем навстречу предпринимательству по отдельным направлениям. С другой стороны, есть риски, связанные с возможностью перерегистрации уже работающих бизнесов. Но в итоге депутаты поддержали правительство в его стремлении дать малому бизнесу новый стимул для развития.

— В какой еще поддержке, по-вашему, нуждается малый бизнес сейчас?

— Если говорить глобально, то, в первую очередь, расширении платежеспособного спроса. Вечный вопрос: в чем рыбак больше нуждается — в рыбе или удочке? В случае с малым бизнесом — конечно, в удочке. Но вопрос стимулирования спроса — это вопрос макроэкономического регулирования, на уровне области его не решить. Все, что от нас зависит, мы делаем. У нас в области один из наиболее полных пакетов мер господдержки предпринимательства — есть программы общие и адресные, например, для сельхозпроизводителей, для инновационных предприятий. Меры поддержки предпринимателей в регионе охватывают самый широкий спектр деятельности, в частности, есть финансовые, имущественные составляющие, а также меры, направленные на содействие развитию инвестиций. Создан институт целевых грантов для начинающих предпринимателей. Выдаются микрокредиты и осуществляется прямое бюджетное субсидирование для создания и развития материально-технической базы. Мы предоставляем на льготных условиях нежилые помещения, земельные участки, оборудование и транспортные средства на стадии становления бизнеса. В регионе создаются фонды посевных, венчурных и прямых инвестиций в малые предприятия. Мы активно используем и государственные гарантии, и субсидии по договорам кредитования, займов и лизинга основных средств, и компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства. Более шести лет в области продуктивно работает Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области. Успешно зарекомендовал себя залоговый фонд Нижегородской области.

— Областной парламент обращался к федеральным органам власти с просьбой расширить критерии отбора банков — получателей госсредств на докапитализацию. Но фактически этого не произошло. Сохраняется ли такая возможность?

— Да, за счет прямых субординированных кредитов ЦБ. Председатель комитета Госдумы по экономической политике, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков предлагает рассмотреть вопрос о выделении субординированных кредитов ЦБ региональным банкам, как это делается по отношению к Сбербанку. Причем было бы хорошо, если бы такой длинный, на несколько десятков лет, субординированный кредит можно было учитывать в капитале первого уровня. Соответственно, в этом случае ЦБ будет вправе ввести и дополнительные требования к отчетности банков-получателей таких средств.

Стране нужна крепкая региональная банковская система, способная оперативно реагировать на изменения в экономике. Именно небольшие региональные банки остро чувствуют любые колебания на местах, так как сосредоточены на малом и среднем бизнесе и, в частности, на таких относительно рискованных сегментах, как строительство, сфера услуг, сельское хозяйство. Например, в этом году именно региональные банки взяли на себя ношу по кредитованию посевной.

— Еще одно готовящееся обращение нижегородских депутатов касается отсрочки ряда федеральных норм, обязывающих исполнителей гособоронзаказа (ГОЗ) завести спецсчета в госбанках. Что беспокоит промышленников?

— Подчеркну, что у депутатов и промышленников не вызывает сомнения необходимость усиления контроля за расходованием средств ГОЗа. Однако пока окончательно не проработаны нормативные акты федерального правительства, регламентирующие порядок работы в новых условиях, — вот это вызывает беспокойство. Не ясны до конца вопросы формирования реестра кооперации исполнителей ГОЗа, ни перечня товаров и услуг, оплачиваемых с отдельного спецсчета, а также отсутствует форма типового договора о банковском сопровождении сделок, не урегулированы вопросы оплаты с этих отдельных счетов затрат на зарплату, по налогам, расходам на ГСМ и так далее.

Эти вопросы неоднократно рассматривались на совещаниях с участием руководителей предприятий ОПК Нижегородской области. По результатам этих обсуждений губернатор Валерий Шанцев направил обращение в адрес президента РФ с просьбой отсрочить введение изменений в федеральный закон «О государственном оборонном заказе» на 1 января 2016 года, а также изменить целый ряд положений этого закона. Аналогичное обращение подготовлено законодательным собранием. Более того, когда наш губернатор обратился в адрес президента с этими вопросами, стало известно, что еще около 30 руководителей регионов, в экономике которых существенную роль играет ОПК, изъявили желание обратиться напрямую к главе государства.

Вся лента