Служебный Logan

Чиновников Стерлитамака оставили без новых автомобилей

Муниципальные чиновники в Башкирии передают транспортные услуги на аутсорсинг. Мэрия Стерлитамака намерена арендовать для служебных нужд 19 подержанных автомобилей. В администрации говорят, что аренда даже у аффилированного с мэрией предприятия стоит на 16% дешевле содержания собственного автопарка. Экспертам эти выводы не кажутся убедительными.

Алексей Изотов пока единственный сити-менеджер в Башкирии, арендующий автомобили для подчиненных по итогам торгов

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Администрация Стерлитамака объявила о намерении выбрать на аукционе 25 сентября аутсорсинговую компанию для предоставления в аренду 19 автомобилей под служебные нужды. Городские власти намерены заключить с подрядчиком контракт стоимостью до 24 млн руб. до конца 2016 года. В стоимость включены услуги аренды автомобилей представительского и экономкласса с водителем на 11 часов в каждый из пяти рабочих дней, а также расходы на техническое обслуживание, страховка, топливо, зарплата и налоги. В перечень арендуемых машин мэрия включила Toyota Land Cruiser, ВАЗ-21310, Hyundai Sonata, Skoda Superb, Nissan Maxima, а также Renault Logan, Fiat Albea, Volkswagen Multivan и их эквиваленты 1998–2012 годов выпуска. Оговаривается, что машины могут понадобиться и в ночное время, в выходные и праздничные дни. От водителей арендованного парка мэрия требует пятилетнего стажа вождения, знания маршрутов по региону, отсутствия вредных привычек и соблюдения делового стиля в одежде. Их кандидатуры заказчик намерен согласовать отдельно. Арендодатель по договору должен обеспечить конфиденциальность сведений о должностных лицах, в том числе их персональных данных.

От содержания служебного автопарка стерлитамакские власти отказались еще в 2013 году, пояснили „Ъ“ в мэрии. Служебные автомобили были переданы в муниципальное учреждение «Комбинат спецобслуживания населения», до того времени специализировавшееся на предоставлении похоронных услуг. Теперь они на условиях аренды обслуживают девять подразделений администрации. Экономия по сравнению с содержанием служебного парка составила около 16% в год, отметила заместитель главы администрации города Гульнара Валеева. Она добавила, что законность таких контрактов проверяли прокуратура и Следственный комитет, и претензий к ним не возникло. «Идею аренды автомобилей придумал и внедрил в целях оптимизации расходов Алексей Изотов (сити-менеджер Стерлитамака.— „Ъ“)»,— похвалилась госпожа Валеева.

По информации сайта госзакупок, в 2013 году мэрия Стерлитамака провела два аукциона на аренду машин с общей стоимостью контрактов 52,5 млн руб. Первый заключался на полгода, второй — на три. Но последний договор власти планируют расторгнуть, так как его стоимость — 45,58 млн — перестала быть рыночной из-за инфляции, отметила Гульнара Валеева. Все контракты, отметим, выиграл тот же комбинат спецобслуживания, в который мэрия передала машины.

Содержанию автопарка предпочли аренду и в мэрии Октябрьского с той разницей, что контракты здесь заключают без аукциона. Для «централизации транспортного обеспечения и экономии бюджетных средств» в городе было создано МБУ «Благоустройство», куда передали служебный автопарк, пояснили в администрации.

В мэрии Уфы говорят, что планов следовать примеру этих городов пока нет.

Частному бизнесу идея передачи автомобилей в аренду муниципальным чиновникам пока не кажется привлекательной. «Было бы интересно, если бы оплата услуг шла вперед, а автомобиль нанимался без водителя»,— сказал представитель компании проката «Мобилити». «Год — слишком маленький срок. Skoda Superb стоит около 2 млн рублей, окупить ее за год и еще заработать, нереально»,— отмечает директор службы такси «Лидер» Тагир Башмаков. «На первый взгляд я тут не вижу экономии для бюджета,— говорит представитель автодилера „Арт-моторс“ Андрей Шмергельский.— Навскидку арендуемые автомобили стоят суммарно около 10 млн рублей. Оставшихся 14 млн рублей вполне хватило бы на все, что включено в стоимость контракта и еще, наверное, осталось бы. К тому же автомобили с остаточной стоимостью остались бы у администрации».

«Ни одна частная компания не сможет предоставить администрации такой древний парк,— отметил Александр Ланьков, заместитель гендиректора петербургской компании „Автомобильность“ (сдает в аренду автомобили с водителями).— Судя по маркам и возрасту машин, они, возможно, принадлежали даже самим сотрудникам мэрии или аффилированным лицам. Денег мало. Аукцион заявлен на конкретные автомобили. Значит, и интересен он только „своей“ компании».

«Конечно, частное предприятие выглядело бы предпочтительнее для такого контракта, потому что это поддержка малого и среднего бизнеса, и в городе наверняка есть желающие предоставить свой транспорт в аренду,— отмечает директор филиальной сети QB Finance Владимир Пахомов.— Кроме того, не факт, что у муниципального предприятия более выгодные условия, например по цене бензина».

Анна Челак, Линар Мингазов

Вся лента