Топливный стандарт конкуренции

Краевые власти с этого лета занимаются мониторингом цен на бензин и ГСМ в Пермском крае. Это было сделано по предложению регионального управления антимонопольной службы. Цель мониторинга — развитие конкуренции, недопущение доминирования крупных игроков и приход в регион новых федеральных трейдеров ГСМ. Эксперты сомневаются, что пермский рынок продажи бензина привлечет новых игроков.

Отчитаться за конкуренцию Летом этого года в Пермском крае был утвержден план мероприятий по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. Пермский край стал одним из шести пилотных регионов, где с 2014 года внедряются стандарты развития конкуренции. Помимо Прикамья в проекте участвуют Республика Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Нижегородская, Ульяновская области и Санкт-Петербург. Общий план мероприятий, получивший название «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», был утвержден распоряжением правительства РФ еще в 2012 году.

Как поясняют в министерстве экономического развития Пермского края, которое является профильным по внедрению стандарта в Прикамье, цель «дорожной карты» — создание условий для развития конкуренции с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков, а также роста благосостояния населения, обеспечения высокого уровня и качества жизни.

Отличие стандарта, который был принят пермским правительством, в том, что приоритетными направлениями были выделены наряду с социальными сферами рынки государственных закупок и автомобильных бензинов и дизельного топлива. Как пояснили «BG» в Агентстве стратегических инициатив, которое является одним из инициаторов создания федеральной стратегии развития конкуренции, согласно указу президента, подписанному 4 ноября 2014 года, с 2015 года работа в рамках «дорожной карты» — это еще один показатель, по которому будет происходить оценка деятельности глав регионов. Таким образом, состояние топливного рынка в Прикамье фактически стало показателем эффективности деятельности региональных властей и состояния инвестиционного климата в регионе.

Показатель нефтяного неспокойствия На включении в перечень приоритетного развития рынка бензина и дизельного топлива настояло Пермское УФАС, которое отмечает низкую конкуренцию на данном рынке. Особенностью Пермского края является наличие на его территории вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) «ЛУКОЙЛ». ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынках розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива с 2000 года, а с 2007 года занесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35%.

«Входящие в ВИНК предприятия оказывают существенное влияние на рынок моторного топлива, определяя общую сбытовую и ценовую политику на рынках моторного топлива на территории региона. Сейчас существуют определенные барьеры для входа на этот рынок других крупных игроков — барьеры как экономические (например, необходимость существенных капитальных вложений при значительных сроках окупаемости), так и административные (выделение земельных участков, получение лицензии)», — рассказывает замруководителя регионального управления ФАС Александр Плаксин.

По его словам, в 2014 году количество хозяйствующих субъектов на рынке автомобильных бензинов в Пермском крае сократилось на 45% по сравнению с 2011–2012 годами. Если в 2011–2012 годах в крае осуществляли деятельность 45 мелких предприятий, имеющих от одной до четырех АЗС, то в 2014 году их осталось всего 31.

По данным сервиса MultiGO, на сегодняшний день в Прикамье функционируют 337 АЗС. 42% рынка контролирует ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (125 АЗС), 10% — ООО «Фирма Сэван Стар» (бренд «V&V», 32 АЗС), 11% — ООО «Евроинвест» (бренд «Нефтехимпром», 29 АЗС), 8% — ООО «Феникс Петролеум» (бренды «Феникс Петролеум» и «Газпромнефть», 25 АЗС), 7% — ИП Троссман М. Ю. (бренд «Ликом», 22 АЗС), 6% — ООО «Фирма Прикамье-Газ» (19 АЗС) и еще 15% рынка распределено среди других участников, имеющих семь и меньше АЗС. После того как в прошлом году по договору франчайзинга компания «Феникс Петролеум» передала свои заправочные станции «Газпромнефти», число АЗС, реализующих топливо под собственным брендом, сократилось. Непосредственно под брендом FÖNIX в крае сейчас работают 12 АЗС, под брендом «Газпромнефть» — 11 АЗС.

Пермское УФАС пристально следит за ценами на топливо. Только год назад закончилось судебное разбирательство между пермским УФАС и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», которое длилось с 2012 года. «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» оспорил решение пермского УФАС о назначении монополисту штрафа за установление монопольно высоких цен на автомобильные бензины и дизельное топливо в октябре-декабре 2010 года в размере 133,5 млн руб. В тот момент цена на бензин из-за изменений мировых цен на нефть на пермских АЗС сети выросла на 8%. За прошедший год антимонопольный орган не завел ни одного дела против монополиста.

Как отмечают в пермском УФАС, мониторинг цен на автомобильное топливо на АЗС «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» проводится в еженедельном режиме. В целом динамика розничных цен на бензин в Пермском крае, как пояснили «BG» в УФАС, соответствует общероссийским тенденциям. На рост стоимости топлива оказывают влияние колебания цены на нефть, рост отраслевых издержек и общие инфляционные процессы в российской экономике. Рост оптовых цен, по мнению экспертов рынка, уже в ближайшее время может отразиться на повышении розницы. Специалисты отмечают, что стоимость топлива зависит от цены на нефть, поскольку именно нефть продается в долларах. Специалисты ФАС прогнозируют подорожание на 14–16%, которое в целом будет соответствовать росту инфляции.

На сегодняшний момент розничная цена бензина АИ-95 в Пермском крае составляет 35,37 руб. за литр. Для сравнения: в соседней Кировской области литр АИ-95 стоит 35,41 руб., в Свердловской — 34,83 руб., в Удмуртской Республике — 34,92 руб. Одна из самых низких цен на бензин этой марки — в Алтайском крае — 32,98 руб. за литр, в то время как в Чукотском АО — 54 руб. за литр.

С декабря 2014-го по июль текущего года цена на бензин марки АИ-92, по данным Пермьстата, выросла на 3,8%, АИ-95 – на 3,6%. Динамика роста цен на АЗС «ЛУКОЙЛ», тем не менее, по некоторым видам топлива превышает средние показатели по АЗС региона. Согласно мониторингу ФАС, розничные цены на бензин на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» марки АИ-92 Регулар с начала года изменились на 4,3% в сторону увеличения, АИ-95 Премиум — на 3,4%, АИ-95 ЭКТО Plus — на 3,3%.

В этой ситуации основным способом демонополизации рынка, по мнению составителей «дорожной карты» развития конкуренции в Прикамье, является содействие входу на рынок новых игроков. Власти уже объявили о готовности содействовать ВИНК в желании выхода на рынок, а также снизить административные барьеры при строительстве новых АЗС в отдаленных районах Пермского края. Данные мероприятия, по мнению авторов проекта, положительно скажутся на стоимости и качестве реализуемой продукции.

Руководитель агентства нефтегазовой информации «Самотлор-Экспресс» Рим Арсланов уверен, что ценовую конкуренцию «ЛУКОЙЛ» на территории Прикамья могут составить другие ВИНК. «Конечно, качество бензина „ЛУКОЙЛ“ высокое. Он и традиционно дороже, чем у других крупных сетей», — говорит эксперт. На его взгляд, Пермский край является интересным регионом как для «Роснефти», так и для «Газпромнефти». «По меркам нашей страны, довозить топливо с Омского НПЗ „Газпромнефти“ сложности не представляет», — полагает эксперт.

Это подтверждается данными УФАС, которое традиционно фиксирует по стране более низкую розничную стоимость на автомобильное топливо не только на АЗС «Роснефти» и «Газпромнефти», но и на АЗС «ТНК-BP Холдинга», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и «Татнефти». Компания «Башнефть» продолжает считать Пермский край территорией перспективного развития. В пресс-службе «Татнефти» «BG» заявили, что у компании нет планов на Пермский край.

Независимый аналитик Дмитрий Лютягин сомневается в вероятности появления на территории региона крупных игроков. Он считает, пермский рынок уже определен присутствием одного из крупнейших в стране НПЗ, принадлежащего ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Помимо этого, на его взгляд, следует учитывать насыщенность региона автозаправочными станциями. «Строить новые АЗС на территории Пермского края другим ВИНКам просто неинтересно», — полагает эксперт, отмечая, что регион и так достаточно насыщен автозаправочными станциями. Дмитрий Лютягин напомнил, что еще до недавнего времени нефтяным компаниям было выгодно развивать сеть собственных АЗС, собирая маржу. Однако изменение ставок акцизов на бензин в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли сказалось на ценообразовании розничного топлива. Так, с 1 января 2015 года Налоговый кодекс предусматривает повышение акцизов на бензин на 10–20% в зависимости от класса топлива. Помимо этого стоимость акцизов теперь заложена в розничную цену на бензин. «Экономического стимула для развития собственной сети АЗС, осваивания новых регионов у нефтяных компаний сейчас просто нет. Тем же ВИНКам, уже присутствующим на внутреннем рынке, целесообразно уйти в реализацию топлива для мелкой и средней розницы», — считает эксперт.

ВАЛЕНТИНА ЕФРЕМОВА

Вся лента