Нет повода не выбить

Москва требует от Киева полного возврата долга

Достигнутое вчера Киевом и международными кредиторами соглашение о списании $3,8 млрд госдолга Украины угрожает втянуть РФ в переговоры по "прощению" и части российского кредита этой стране в $3 млрд. Киев обещает, что РФ не получит лучших, чем остальные кредиторы, условий возврата средств. Москва же намерена требовать полного погашения долга в декабре 2015 года, чтобы направить взятые из ФНБ средства на инфраструктурные проекты, а при невозврате — обратиться в суд. Эксперты, однако, сомневаются в судебной перспективе дела: даже если Россия выиграет суд, ей придется еще либо найти незащищенные иммунитетом украинские активы, либо добиться исполнения судебного решения от Киева.

Вопрос о возврате кредита в $3 млрд, выданного Россией Украине в декабре 2013 года, должен быть предметом отдельных переговоров — это единственное, в чем согласились вчера министерства финансов обеих стран в заочной полемике о последствиях списания $3,8 млрд украинского коммерческого долга другими кредиторами. Как заявил вчера телеканалу "Россия 1" глава Минфина РФ Антон Силуанов, "мы себя относим к официальным кредиторам, вопрос урегулирования долга сначала стоит с коммерческими кредиторами, вопрос урегулирования с официальными кредиторами, с государствами, как Россия, рассматривается абсолютно отдельно". В украинском Министерстве финансов отметили, что в случае несогласия с условиями реструктуризации долга, согласованными Украиной с комитетом кредиторов, Россия имеет право вступить в отдельные переговоры.

Этот вопрос вчера вновь возник в связи с тем, что Украина официально завершила переговоры с комитетом международных кредиторов, который объединяет пять крупнейших держателей гособлигаций страны на сумму $10 млрд во главе с Franklin Templeton. Глава украинского финансового ведомства Наталья Яресько объявила, что соглашение предполагает списание $3,8 млрд (чуть менее 20%) суверенного и гарантированного госдолга из $19,3 млрд обязательств, которые находятся на руках у частных кредиторов. Выплата оставшихся $15,5 млрд будет перенесена на 2019-2027 годы. Процентная ставка по долгам увеличится и составит в среднем 7,7% против текущих 7,22%.

В Киеве настаивают, что реструктуризация долга должна затронуть и российский кредит в $3 млрд — точнее, облигации на эту сумму, выкупленные РФ в конце 2013 года и формально не относящиеся к прямым межгосударственным займам. Вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что так как РФ не присоединилась к комитету кредиторов, то она "не получит ни при каких обстоятельствах лучших условий, чем остальные кредиторы". В опубликованном вчера постановлении украинского правительства российский кредит значится в списке обязательств, включенных в реструктуризацию.

О намерении списать часть долга власти Украины объявили в момент получения нового кредита от МВФ в марте 2015 года. Реструктуризация задолженности в сумме $22,7 млрд (включая долги украинских госпредприятий и банков) стала одним из основных условий получения помощи от фонда в объеме $17,5 млрд в рамках четырехлетней программы расширенного финансирования. Изначально в Киеве рассчитывали на списание около 40% долга, кредиторы же отказывались списать более 5% задолженности, предлагая взамен десятилетнюю отсрочку, но в этом случае Украина не смогла бы выполнить требования МВФ по снижению отношения долга к ВВП до 71% (сейчас общая сумма долга — около $72 млрд, что эквивалентно 95% ВВП).

В российском Минфине, считающем предоставленный Украине кредит государственным, заявили, что не получали обращений о реструктуризации от украинского правительства. Глава ведомства Антон Силуанов заявил вчера, что Россия будет требовать полного погашения долга в декабре 2015 года, не согласится на реструктуризацию, а в случае невыплаты обратится в суд. Размещение украинских евробондов, купленных Россией, проводилось на Ирландской фондовой бирже по английскому праву с оговорками: российская сторона сможет рассчитывать на приоритет в погашении долга при реструктуризации (право РФ не участвовать в ней закреплено в проспекте эмиссии) и на досрочное погашение долга, если госдолг Украины превысит 60% ВВП. Москва надеется вложить возвращенные Киевом $3 млрд средств ФНБ в инфраструктурные проекты, сообщил вчера глава российского финансового ведомства.

Национальный банк Украины вчера оценивал выгоды от реструктуризации коммерческого долга: она будет способствовать снятию ограничений на приобретение валюты, заявила глава регулятора Валерия Гонтарева. Ранее она обещала, что в случае договоренностей с внешними кредиторами приоритетом Нацбанка станет снятие лимитов на покупку валюты (до 3 тыс. гривен, $136 в день) и выдачу валютных депозитов (до 15 тыс. гривен, $682 в день). "Среди других первоочередных задач — отмена запрета на оплату дивидендов за рубеж. Пока он действует, на Украину не зайдет ни один инвестор",— отметила госпожа Гонтарева. Курс гривны на украинском валютном рынке вчера вырос на 0,5%, до 21,3171 гривны за $1.

Предстоящее в декабре этого года погашение облигаций на $3 млрд в адрес РФ — самая крупная для Украины выплата долга в этом году. В мае Верховная рада Украины поддержала законопроект, позволяющий вводить мораторий на выплаты по долгам перед внешними коммерческими кредиторами для защиты национальных интересов (российский кредит был включен в список таких обязательств). Впрочем, в конце июня страна выплатила по выкупленным РФ еврооблигациям купонный доход в сумме $75 млн в соответствии с графиком.

Дмитрий Полевой из ING Bank отмечает, что отсрочка позволяет решить проблему с долговой нагрузкой в ближайшие годы, но на 2019 год и последующие годы теперь приходится двойная нагрузка — платежи как по облигациям, так и по кредитам МВФ.

Невыплата же российского кредита (по облигациям, выкупленным РФ) может быть рассмотрена как дефолт по обязательствам, что затронет и других держателей бумаг. С этим согласен руководитель международной практики Nektorov, Saveliev&Partners Марат Давлетбаев: "Как правило, эмиссионные документы по евробондам предусматривают положения о кросс-дефолте, поэтому с большой степенью вероятности можно говорить о том, что дефолт по выпуску, выкупленному Россией, повлечет за собой кросс-дефолт и по более ранним выпускам еврооблигаций. Аналогичная ситуация может сложиться и по заимствованиям иного рода (кредиты МБРР, МВФ и пр.)",— говорит юрист.

Впрочем, с судебным взысканием долга с Украины могут возникнуть сложности, говорит господин Давлетбаев: "Даже в случае получения судебного или арбитражного решения истцу придется найти зарубежные активы Украины, не защищенные иммунитетом, на которые можно было бы обратить взыскание, а их, скорее всего, окажется не так много,— либо же попытаться исполнить решение на Украине, что может оказаться еще сложнее". С учетом того что Украина признает долг, "в международной практике кредиторы в подобных ситуациях предпочитают договориться о реструктуризации или рассрочке долга, нежели вступать в длительные судебные разбирательства с туманными перспективами",— поясняет эксперт, ссылаясь на историю реструктуризации внешних долгов РФ перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов, а также перед МВФ в 1990-е годы.

"Если Россия не участвует в реструктуризации, она может заявить о невозможности Украины расплатиться только на текущей стадии, — убеждены аналитики Barclays Research.— Однако справедливо предположить, что к декабрю, когда будет произведена реструктуризация коммерческих еврооблигаций, новое соглашение может лишить российские облигации возможности любого кросс дефолта". Эксперты полагают, что "принимая во внимание политическое измерение проблемы, связанной с российской частью долга, соответствующее решение Украины и ее международных партнеров скорее будет политическим, нежели экономическим".

Татьяна Едовина, Олег Сапожков

Вся лента