«МВД относится к разряду неприкосновенных»

С 1 ноября большинство государственных музеев, в том числе, Эрмитаж, останутся без полицейской охраны. МВД начало свою реорганизацию не с того, уверен экономист Сергей Алексашенко.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Министерство внутренних дел решило, что охрана федеральных музеев – а их в стране всего 60 штук – больше не является функцией министерства. Что отныне музеи должны пользоваться услугами частных охранных предприятий (ЧОПов), у которых, как известно, нет ни прав, ни полномочий. Зато их услуги стоят в несколько раз дороже, чем услуги вневедомственной охраны МВД. Еще музеям нужно будет проводить ежегодные тендеры на отбор охранных предприятий, а что делать в случае признания тендера несостоявшимся, или оспаривания его результатов в суде, не знает никто.

Я не знаю, кто в правительстве придумал это – Минфин, который готов сократить любые расходы лишь бы уложиться в якобы магические пределы дефицита. Или это сделало МВД, которому тот же Минфин просто обрезал бюджетное финансирование на следующий год, в результате чего МВД приняло решение о сокращении 100 тысяч человек. Много, скажете, сократили, потому и музеи охранять некому? Не знаю, в Америке населения в два с лишним раза больше, а полицейских – лишь на 10% больше, чем в России. В Китае населения в 10 раз больше, а полицейских – лишь в полтора раза. Значит, дело не в количестве.

МВД, как и многие другие российские ведомства, относится к разряду неприкосновенных. Их бюджеты засекречены, информации об их работе поступает минимальное количество, правительству они неподотчетны, парламенту (при всей его искусственности) — тем более. В такой ситуации обычно хвост виляет собакой – то есть сама внутриминистерская бюрократия придумывает себе работу, желательно, такую, чтобы выходить из кабинета не нужно было. Чтобы генеральских званий, персональных машин, баз отдыха было побольше, а ответственности перед обществом – поменьше.

А охрана федеральных музеев — это и есть ответственность перед обществом. Иначе странно получается: президент страны, рискуя жизнью, спускается на батискафе в морские глубины, чтобы найти (надеюсь, не заранее положенные в это место) исторические реликвии, которым самое место в Эрмитаже или Историческом музее. Поднимут их со дна морского, отвезут в музей, а тот никем не охраняется. Как вы думаете, через какое время эти амфоры спишут, как вдребезги разбитые подзагулявшими посетителями-сторонниками нашего президента?

Понимаю, что с деньгами в бюджете плохо. Возможно, в следующем году будет еще хуже. Но уверен, что, например, давно перезревшая реорганизация ГИБДД по опыту Грузии может высвободить у МВД гораздо больше ресурсов, чем нужно для охраны, повторю, всего шестидесяти федеральных музеев. И ведь если пойти по этому пути, то президент нашей страны сможет еще не раз порадовать мир своими ценными находками.

Вся лента