Микрокредитование удаляется от заемщиков

МФО растут онлайн

В отличие от банков, показавших сокращение розничного кредитования в первом полугодии, микрофинансовые организации (МФО) смогли нарастить портфели займов. В том числе и за счет тех клиентов, от которых отвернулись из-за высоких рисков банки. Впрочем, единственным сегментом, чья доля выросла в совокупном портфеле МФО, стали короткие онлайн-займы — ввиду высокой маржинальности на них делают ставку и сами МФО, и инвесторы, готовые вкладывать средства в этот бизнес.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Согласно данным СРО "НП "МиР"", в первом полугодии совокупный портфель МФО составил 19,71 млрд руб., увеличившись с начала года на 9,5%, или 2,7 млрд руб. Отчасти этот рост обеспечили клиенты, получившие отказ банков, фактически свернувших розницу. За первое полугодие, по данным ЦБ, совокупный розничный портфель российских банков сократился на 5,3%, или 602,7 млрд руб. "Ряд клиентов остро нуждались в деньгах, но из-за ужесточения рисковой политики банков не могли получить кредит,— говорит замдиректора по развитию бизнеса МФО "Мигкредит" Динара Юнусова.— Из всех пришедших в МФО в первом полугодии заемщиков порядка 20% — это люди, которым по той или иной причине не одобрили кредит в банке. Раньше таких клиентов было вдвое меньше — около 10%".

Сегментный анализ данных СРО "НП "МиР"" показывает, что единственным видом МФО, которому удалось нарастить свою долю в совокупном портфеле ссуд, стали короткие онлайн-займы. За полугодие их доля выросла с 3% до 4,9%, в то время как доля целевых потребительских займов сократилась с 61,9% до 61%, займов на развитие предпринимательства — с 15,1% до 14,5%, займов до зарплаты — с 20% до 19,7%. "Рост онлайн-займов в совокупном портфеле объясняется как активным интересом традиционных МФО к выходу на этот рынок, так и доверием инвесторов к бизнесу онлайн-МФО",— отмечается в исследовании.

Участники рынка подтверждают данную тенденцию. По словам главного исполнительного директора "Нано-финанс" Расима Исмаилова, многие компании, традиционно работавшие в офлайне, начинают постепенно наращивать долю выдач через интернет. "В первую очередь это обусловлено снижением операционных расходов — компаниям не придется тратить средства на содержание офисов, выплату зарплат сотрудникам и прочее",— поясняет он. При этом, по словам Динары Юнусовой, гражданам этот вид микрофинансирования тоже удобен, так как не требует временных затрат (идентификация клиента осуществляется либо единичным выездом сотрудника МФО к клиенту, либо с помощью различных онлайн-сервисов, например через БКИ). "Мигкредит" с четвертого квартала 2015 года также начнет полноценно выдавать займы через интернет, сообщила она, уточнив, что компания сохранит и офлайновый бизнес.

С точки зрения инвесторов, привлекательность онлайн-займов — в их высокой маржинальности. За счет экономии на расходах при сопоставимых ставках для клиентов они могут предложить инвесторам большую доходность. По словам гендиректора онлайн-МФО "Займо.ру" Дмитрия Селиванова, доходность вложений в компанию для инвесторов доходит до 30%. "Если в январе объем инвестиций в наш бизнес со стороны инвесторов (физлиц и неинституциональных инвесторов) составлял в среднем 8-9 млн руб. в месяц, то летом эта цифра выросла до 10-13 млн руб.",— добавляет он. По оценкам участников рынка, доходность инвестиций в офлайн-МФО в среднем ниже на 5 п. п.

Впрочем, несмотря на плюсы, онлайн-МФО имеют и ряд очевидных минусов. Для клиентов — высокая стоимость займов. По оценкам участников рынка, в среднем онлайн-МФО выдают займы от 1,5 тыс. до 20 тыс. руб. сроком до 30 дней. Согласно данным ЦБ, полная стоимость кредита у таких займов — самая высокая и составляет 642,3% годовых. А для инвесторов — высокие риски. "При выдаче займа онлайн у кредитора и заемщика отсутствует физический контакт, и при отсутствии хорошо отлаженной скоринговой системы и системы взыскания это может привести к росту просрочки",— указывает главный исполнительный директор МФО "Домашние деньги" Андрей Бахвалов.

Валерия Францева, Ксения Дементьева

Вся лента