X5 Retail Group тянется к "Магниту"

"Пятерочка" обогнала основного конкурента по темпам роста выручки

Второй по объему выручки российский продовольственный ритейлер X5 Retail Group пытается догнать лидера рынка "Магнит". В первом полугодии дискаунтеры "Пятерочка", основной формат Х5 Retail Group, обогнали по темпам прироста оборота своего главного конкурента — магазины "у дома" "Магнит". Совокупные показатели Х5 Retail Group все еще отстают от "Магнита", и пока разрыв между ними лишь увеличивается.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В первом полугодии 2015 года чистая розничная выручка "Пятерочек" составила 274,6 млрд руб., что на 35% больше, чем в аналогичный период прошлого года, говорится в отчетности Х5 Retail Group. У прямого конкурента "Пятерочки" дивизиона "у дома" "Магнита" выручка за этот период выросла на 26,76%, до 338 млрд руб. "Пятерочка" еще в первом квартале показывала более активный рост выручки, чем "Магнит" "у дома",— 34,7% (до 129,6 млрд руб.) против 29,02% (до 162,6 млрд руб.). По итогам 2014 года "Магнит" сохранял лидерство по обороту и темпам его прироста: выручка компактных "Магнитов" увеличилась на 28,17%, до 577,8 млрд руб., а у "Пятерочек" — на 25,1% до 435,8 млрд руб.

Главный финдиректор X5 Retail Group Елена Милинова связывает ускорение темпов роста "Пятерочки" с начавшимся два года назад обновлением концепции магазинов и удвоением новых площадей во втором квартале. "Новая концепция включает перевод из формата "дискаунтер" в формат современного магазина "у дома"", что подразумевает значительное расширение ассортимента, акцент на продуктах категории fresh, обновление бренда и наружного оформления, расширение предложения свежего хлеба и выпечки, увеличение предложения продуктов местных производителей",— перечисляет госпожа Милинова. За шесть месяцев после реконструкции были открыты 582 "Пятерочки" в новой концепции. Благодаря этому и новым открытиям более половины сети теперь работают в новой концепции, говорится в отчетности Х5 Retail Group. Средний чек в "Пятерочке" за этот период вырос на 13,6%, количество покупок — на 18,3%, сопоставимые продажи — на 20,1%. В "Магните" на запрос "Ъ" не ответили.

При оценке результатов продаж "Пятерочек" в первом полугодии важно учитывать базу прошлых лет, от которой рассчитывается прирост, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. "Я бы в большей степени назвала это процессом восстановления конкурентных позиций, которые сеть теряла в 2012-2013 годах",— говорит госпожа Колупаева. Среди других факторов, позитивно влияющих на динамику покупательского трафика и продажи Х5 Retail Group, она отмечает улучшения в логистике и ценовой политике, адаптацию ассортимента к потребительскому спросу.

И у Х5 Retail Group, и у "Магнита" формат магазинов "у дома" приносит основную часть выручки — 72% и 74,5% соответственно. Остальные дивизионы Х5 чувствуют себя менее уверенно. Так, выручка "Карусели" выросла в первом полугодии лишь на 11,5%, до 37,3 млрд руб., "Перекрестка" — на 11,3% до 63 млрд руб. В это же время гипермаркеты "Магнит" и "Магнит Семейный" увеличили выручку на 24% (до 79,4 млрд руб.) и на 101,72% (до 20,3 млрд руб.) соответственно.

По совокупной выручке и темпам ее роста Х5 Retail Group по-прежнему уступает "Магниту": в первом полугодии оборот Х5 Retail Group вырос на 27,3% до 380,7 млрд руб., тогда как у "Магнита" — на 30,04%, до 453,7 млрд руб. Лидерство по объему выручки "Магнит" удерживает с первого квартала 2013 года. За тот период выручка "Магнита" выросла на 30,44%, до 131,2 млрд руб., а у X5 Retail Group лишь на 8,1%, до 126,3 млрд руб. Таким образом, разрыв в объеме выручки за это время увеличился с 3,8% в первом квартале 2013 года до 16,1% в первом полугодии 2015 года.

Анастасия Дуленкова

Вся лента