Печать входит в историю

На Урале сокращается количество СМИ

На Урале из-за кризиса закрывается все больше СМИ. По данным Роскомнадзора, в первом полугодии количество зарегистрированных масс-медиа в уральских регионах сократилось в среднем на 10%. Основная причина — нерентабельность. По оценкам аналитиков, рынок региональной рекламы, которая составляет основную часть доходов многих СМИ, с начала года сократился на 22%, а в сегменте печатной прессы — на 34%, при сопоставимом росте расходов на печать. Частично ситуацию спасают госконтракты на освещение деятельности органов власти, однако этот источник финансирования становится объектом для критики со стороны ОНФ.

От сокращения рекламы и роста типографских расходов больше всего пострадали печатные СМИ

Фото: Евгений Дудин, Коммерсантъ

Региональные управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу по запросу „Ъ” подвели итоги ситуации на местных рынках СМИ за первое полугодие 2015 года. По данным надзорного ведомства, количество зарегистрированных СМИ заметнее всего сократилось в Курганской области: в первом полугодии в регионе закрылись 127 медиа-проектов (на 37% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). В Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) общее количество СМИ сократилось почти на 14% (до 1215 единиц). Число закрытий в связи с решением учредителей увеличилось практически в 1,5 раза, а количество вновь зарегистрированных СМИ уменьшилось вдвое. В Челябинской области общее количество зарегистрированных СМИ сократилось примерно на 10% — с 942 до 848. Меньше всего тенденция отразилась на Свердловской области — здесь количество зарегистрированных масс-медиа сократилось за год на 5% (до 1263 единиц). В первом полугодии было закрыто 61 СМИ (год назад 47), открыто — 25 (в прошлом году — 37). В ведомстве отмечают две причины закрытия СМИ учредителями — «финансовые трудности» и «нерентабельность».

На ситуацию оказало сильное влияние сокращение рекламных бюджетов. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом квартале 2015 года объем рекламного рынка в России сократился на 17% (до 63,5 млрд рублей) по сравнению с первым кварталом 2014 года. Отрицательную динамику продемонстрировали все сегменты рынка: объем рекламы на ТВ снизился на 22% (до 30–30,6 млрд рублей), на радио — на 25% (до 2,4–2,6 млрд рублей), в печатных СМИ — на 34% (до 4,8–5 млрд рублей. Лишь контекстная реклама в интернете показала рост на 16% (до 13,2 млрд рублей). Всего объем региональной рекламы по итогам первого квартала оценивается АКАР в 9,1–9,3 млрд рублей, что меньше уровня прошлого года на 22%. Кроме того, как ранее отмечали собеседники „Ъ”, существенно выросли затраты на печать — рост цен на бумагу в начале года составил 30–50%.

Как ранее сообщал „Ъ”, из-за падения рекламных доходов и удорожания печати многим уральским СМИ пришлось оптимизировать деятельность. По словам директора производственной компании «Бьюти Пак» (печатает глянцевые журналы) Елены Емельяновой, с начала года некоторые СМИ сократили на треть тираж изданий, некоторые начали экономить на плотности бумаги и снижать объем издания. Ситуация коснулась даже крупнейших игроков рынка — журнал «Деловой квартал» в Екатеринбурге (входит в холдинг «Абак-пресс») в январе сократил периодичность выхода с четырех до двух раз в месяц, а впоследствии — до одного раза в месяц. «Абак-пресс» принял решение о закрытии печатных версий журнала в Новосибирске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Казани.

Участники рынка подтверждают негативную динамику. «Действительно, сегодня с рынка уходят некоторые газеты. Прежде всего, те, которые для владельцев или издателей не являлись основным бизнесом», — поясняет главный редактор газеты «Вечерний Краснотурьинск» Александр Арцыбашев. Городские и районные газеты, по его словам, в основном существуют за счет рекламы, объем которой существенно снижается. «Доходы от тиража в лучшем случае покрывают расходы на типографию и бумагу. Мы дошли до последнего рубежа: до сих пор мы не сокращали персонал, но в настоящее время начинаем это делать», — добавил господин Арцыбашев. При этом он не видит в ближайшей перспективе «точек роста» и прогнозирует дальнейшее ухудшение положения печатной прессы.

По данным свердловского исполкома «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), большая часть муниципальных СМИ сегодня получает финансирование за счет контрактов на освещение деятельности органов власти и на публикацию официальных документов. Однако, по мнению ОНФ, издания не должны существовать только за счет государственных траншей — для выхода на самоокупаемость им необходимо становиться интереснее и для читателя, и для рекламодателя.

Алена Тронина, Юлия Позднякова, Дмитрий Комаров

Другие материалы по теме «Кризис»



Вся лента