«Мы стараемся сохранить годами выстраиваемые тесные связи»

интервью

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров о влиянии на «Иннопром-2015» политической конъюнктуры и сотрудничестве с Китаем.

— Страной-партнером выставки «Иннопром-2015» выступил Китай. В каких сферах промышленности намерены сотрудничать Россия и Китай?

— За последний год прошло немало российско-китайских встреч на достаточно высоком уровне. По итогам этих обсуждений был утвержден ряд важных программных документов, направленных на перспективное двустороннее сотрудничество по широкому кругу отраслей. По сути, речь идет о выходе на новый уровень партнерства между нашими странами, подразумевающий общее экономическое пространство на всем евразийском континенте.

К наиболее важным итогам можно отнести подписание рамочного соглашения о создании лизинговой компании для поддержки продаж самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) на территории Китая и стран Юго-Восточной Азии. Согласно договоренностям, в течение трех лет новая структура приобретет у ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» до 100 лайнеров SSJ 100 на общую сумму около $3 млрд.

В ходе двусторонних переговоров обсуждалась перспектива участия ГК «Росатом» в строительстве новых энергоблоков на Тяньваньской АЭС, а также на других площадках как в Китае, так и в третьих странах. Китайская сторона согласилась вложить в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань» 300 млрд рублей. «Вертолеты России» и Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) договорились о сотрудничестве по всем направлениям разработки и подготовки к серийному производству нового тяжелого вертолета AdvancedHeavyLift (AHL).

Наряду с этим Россия и Китай договорились о сотрудничестве в финансовой области, в том числе за счет более широкого использования рубля и юаня во взаимных расчетах.

— Ранее на «Иннопроме» в достаточной мере присутствовали западноевропейские компании. Сейчас в отношении России действуют экономические санкции стран ЕС. Как отразилась эта ситуация на выставке?

— Бизнес есть бизнес, поэтому, к счастью, интересы дела перевешивают политическую конъюнктуру. И мы лишний раз в этом убедились во время проведения XIX Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2015) в июне текущего года. В Петербурге мы встречались с правительственными делегациями и представителями деловых кругов Египта, Бахрейна, Индии, Греции, Италии, США, Франции. Как видите, география сотрудничества широкая, что обусловлено переориентацией вектора нашего внешнеторгового сотрудничества. Хотя и с традиционными партнерами мы стараемся сохранить годами выстраиваемые тесные связи.

Самое главное — нам есть что предложить иностранным партнерам. В частности, мы заинтересованы в поддержке и стимулировании локализации производства в России высокотехнологичного оборудования, до этого не имевшего российских аналогов. Этому будет способствовать одна из главных новелл вступившего в действие с 1 июля 2015 года федерального закона «О промышленной политике» — специальный инвестиционный контракт. Интерес к этому инструменту поддержки уже обозначили иностранные компании, производящие станки. В рамках выставки «Металлообработка-2015» уже были подписаны первые соглашения о намерениях заключить специнвестконтракты с концерном DMG MORI и чешской фирмой KovosvitMas.

Что касается влияния санкций на общую атмосферу текущей выставки, то негатива мы не ощущаем.

— Насколько в текущей конъюнктуре оправдывает себя традиционный формат «Иннопрома»?

— По нашим прогнозам, «Иннопром-2015» должен превзойти мероприятия предыдущих лет и по количеству, и по качеству участников. Свыше 600 компаний, включая крупнейшие международные корпорации, собрались в Екатеринбурге, причем большинство из них представлены на уровне своего топ-менеджмента.

Программа деловых встреч с участием международных делегаций стала еще более насыщенной по сравнению с прошлыми годами. В моем графике запланирован целый ряд встреч с представителями иностранных компаний, в ходе которых мы рассчитываем найти точки роста торгово-экономического сотрудничества и достичь договоренностей по новым перспективным проектам. Надеюсь, что в этом смысле «Иннопром-2015» послужит новым этапом в международном сотрудничестве с нашими партнерами.

— На «Иннопроме-2014» была вручена первая национальная промышленная премия «Индустрия». Насколько она оправдала себя?

— Когда мы учреждали премию «Индустрия» в прошлом году, то изначально рассчитывали с ее помощью содействовать внедрению перспективных технологий в промышленном производстве и общественному признанию передовых практик российских компаний в области промышленного развития. Именно поэтому мы сразу оговорили условия для соискателей: номинируются только технологические инновации и новые виды продуктов, не просто созданные, но и внедренные в производство, при этом заявки подают авторы соответствующих разработок из числа российских предприятий.

Эта идея не только себя оправдала, но и внесла определенный вклад в реализацию программы импортозамещения, которая будет вестись вплоть до 2020 года в соответствии с 20 утвержденными отраслевыми планами. Поэтому премия, надеюсь, будет оставаться востребованной еще не один год, а число уникальных перспективных разработок будет расти от года к году в геометрической прогрессии.

Прием заявок на премию «Индустрия-2015» проводился с октября 2014 года по март 2015 года. Более 130 заявок от промышленных предприятий было получено экспертным советом премии. В итоге пятерку финалистов «Индустрии» составили компании «Байкал Электроникс», «ВИСТ Групп», «ОптогардНанотех», «Таврида Электрик» и «Т8». Все представленные разработки уникальны, каждый из проектов поможет решить сложные и самые насущные задачи для повышения производительности предприятий различных отраслей промышленности. Кто станет победителем, зависит от финального голосования.

Интервью взял Алексей Буров

Вся лента