«Армянская полиция выучила урок, который им преподнес народ после жесткого разгона»

Проспект в центре Еревана очищен от протестующих

Армянская полиция очистила проспект в центре Еревана от протестующих. Автомобильное движение восстановлено. Блогер, журналист Самвел Мартиросян рассказал подробности ведущей "Коммерсантъ FM" Оксане Барыкиной.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Массовые протесты начались в Армении 19 июня. Демонстранты требовали отменить решение о повышении тарифов на электроэнергию. 4 июля протестующие предъявили ультиматум властям, который должен был завершиться в понедельник в 20:00 по московскому времени.

— Расскажите нам, что сейчас происходит в центре города?

— В данный момент проспект Баграмяна открыт, но митинг на тротуаре продолжается. Полиция, когда разгоняла, особо подчеркивала, что они не разгоняют митинг, а всего лишь открывают проспект. Поэтому народ продолжает стоять на тротуарах, но не может выйти на улицу, потому что полиция стоит в оцеплении параллельно тротуару.

— Задержания какие-то происходят?

— Да, когда полиция в полдень предъявила ультиматум о том, что будет через полчаса открывать дорогу, полчаса длились переговоры. Часть отошла, часть осталась. Какие-то люди пришли, узнав через Facebook о том, что будут открывать улицу, пришли и сели поперек дороги. Их полиция разогнала. Но это не силовой разгон — просто людей за руки, за ноги увели. Потом обещали отпустить через два часа.

— О каком количестве примерно идет речь, сколько людей задержали?

— Человек 15-20, не больше.

— Есть информация от полиции, что будет дальше, как они будут действовать, какие-то заявления звучат?

— Полиция заявляла, что не будет применять спецсредств при силовых действиях, предлагала людям отойти и делать митинг у Оперы — это площадь Свободы — для того, чтобы не мешать дороге. То есть в принципе они приняли политику благожелательного отношения к митингующим: постоянно подчеркивают, что они тоже на стороне народа в вопросе этих требований и так далее. Полиция выучила урок, который им преподнес народ после жесткого разгона.

— Как сами люди, которые вышли, настроены, какая атмосфера?

— В данный момент на улице не так много народу — часть вообще перестала ходить на митинги в том смысле, что решили дать время правительству, потому что считают, что временная победа за народом, и дальше надо будет смотреть, как будет продвигаться ситуация. Но те, кто продолжают протестовать, считают, что нельзя временными победами ограничиваться. Они могли в основном по вечерам приходить, потому что надо учитывать и погодные условия — тут в Ереване где-то жара под 40 градусов, и стоять под солнцем посреди дороги довольно тяжело, поэтому полиция не зря использовала для разгона именно полуденное время, потому что в это время минимальное количество народу. Поэтому, что будет вечером, трудно сказать, — либо народ снова попытается выйти на проспект, либо часть отойдет на Оперу. Сейчас довольно сложно сказать, но в целом накал снизился за последние несколько дней.

— Заявления властей какие-то звучат, есть реакция?

— Власти особо не реагируют, то есть президент сделал заявление несколько дней назад о том, что будет аудит и цены будут субсидироваться за счет каких-то внебюджетных средств. Полиция довольно неожиданное решение приняла, возбудив уголовное дело против полицейских, которые действовали жестко во время разгона. Что будет дальше, непонятно, но для полиции это довольно неожиданно — они редко свои ошибки признают. Но пока что на этом уровне, и постоянно полиция призывала не нарушать права других, не закрывать дорогу. Тут вопрос в том, что время действует в пользу полиции, потому что проспект Баграмяна — это одна из основных улиц Еревана, и из-за того, что проспект закрыт, затрудняется движение в целом по городу. Естественно, когда митингуют уже несколько сот человек, и пробки по всему городу, у какого-то контингента это вызывает недовольство, поэтому полиция долго не разгоняла, то есть ждала, когда ситуация назреет.

— Что в других городах происходит?

— В основном в Гюмри продолжаются протесты, в целом народ пошел по домам, ожидая, что будет дальше. Нельзя сказать, что протест закончился — он временно разошелся, то есть многие считают, что фактическая победа за народом, дальше надо ждать действий правительства.

Вся лента