Вносите, открыто!

Башкирия — один из тех крупных и экономических развитых регионов России, которые с опозданием вступили в общероссийскую гонку за инвестора. Однако факт: за последнюю пятилетку республике, в которой в 2010 году сменилось руководство, удалось если не обогнать, то хотя бы уравнять позиции с участниками этого забега. В короткие сроки в регионе были развернуты несколько институтов по поддержке и сопровождению компаний-инвесторов, сформирован стандартный перечень льгот и преференций для крупных и инновационных проектов. На следующем этапе, как полагают эксперты, решающую роль в том, куда бизнес решит вложить свои деньги, будет играть «инвестиционная стоимость» региона, или, проще говоря, стоимость разворачивания в нем нового бизнеса.

Отсчет формирования инвестиционной привлекательности Башкирии в отличие от других крупных промышленно развитых субъектов РФ, озаботившихся этим еще в середине 2000-х годов, следует вести лишь с 2010 года. Тогда, после смены руководства республики, ее власти объявили об открытости для инвестора, отказе от политики торга с федеральным центром и о начале процесса интеграции в общероссийское экономическое и политическое пространство. За короткие сроки Башкирии удалось избавиться от имиджа территориальной автономии, где действуют неписаные правила взаимодействия власти и бизнеса, которые многим казались средневековыми. Последние пять лет развития республики показали, что при наличии политической воли властей и поддержке федерального центра можно если не обогнать российских лидеров инвестиционной активности, то точно уравнять условия для развития бизнеса.

В течение короткого времени в республике были развернуты сразу несколько институтов по привлечению и сопровождению инвестиционных проектов: Корпорация развития, Агентство по привлечению инвестиций, региональный офис Агентства стратегических инициатив, Общественный совет по улучшению инвестклимата при главе республики, налажена работа с Российским фондом прямых инвестиций. Для повышения узнаваемости региона, оживления его деловой активности, в том числе международной, в Уфе были организованы ежегодный отраслевой форум нефтехимиков «Большая химия», инвестиционный Euromoney, локальный «Зауральский инвестиционный форум», рассчитанный, впрочем, на внимание как российского, так и международного бизнеса. Большую ставку на улучшение имиджа республики и демонстрации его ресурсности местные власти делают на саммиты глав государств Шанхайской организации сотрудничества и BRICS 2015 года. Программа международных, деловых и культурных форумов в республике расписана до конца года. «Мы хотим этот формат (взаимодействия с политическими и деловыми кругами в Уфе. — „Ъ“) сделать постоянно действующим»,— говорит глава республики Рустэм Хамитов.

Инвестиционная стратегия республики, разработанная до 2020 года, признает традиционными, или базовыми для региона отраслями для финансовых вложений нефтедобывающий комплекс, химическую и нефтехимическую промышленность, черную и цветную металлургию, машиностроение и АПК. Однако основными отраслевыми драйверами для роста инвествложений, как полагают в республиканском правительстве, должны стать в первую очередь аграрный комплекс, сектор услуг, химическая промышленность и строительство, во вторую — нефтесервисный сектор, транспортно-логистический комплекс, в третью — туризм, деревообработка, ВПК, малая авиация и развитие инноваций. В перечень приоритетных инвестиционных проектов Башкирии, который начал формироваться в 2011 году, на начало текущего года было включено уже 120 инициатив в различных отраслях, общей стоимостью около 700 млрд руб. По данным Агентства по привлечению инвестиций республики, в Башкирии сегодня принята и действует одна из самых широких в РФ линеек преференций для бизнеса, реализующего финансово емкие проекты, в том числе система налоговых льгот, инфраструктурная поддержка и индивидуальное сопровождение.

Усилия, вложенные руководством региона в ее продвижение, нашли отражение в экспертных рейтингах. Так, в декабре 2014 года Башкирии было присвоено первое место в номинации «Минимальные экономические риски» в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов 2014 года, составленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». В «Дистанционном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России 2014» Национального рейтингового агентства республика была помещена в группу IC3, характеризующуюся высокой инвестиционной привлекательностью. В ежегодном рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства, составляемом при участии Министерства экономического развития РФ, Башкирия по итогам 2014 года заняла 11 место, улучшив свой предыдущий результат на пять позиций. Невысокое 40-е место в Национальном рейтинге инвестиционного климата российских регионов, итоги которого были объявлены Агентством стратегических инициатив на Санкт-Петербургском экономическом форуме, республиканские власти восприняли с нескрываемым разочарованием. Однако, как полагают эксперты, для региона, поздно вступившего в борьбу за инвестора, положение «середнячка» не приговор, а, скорее, показатель нереализованных возможностей.

«В Башкортостане с 2012 года внедрялся региональный инвестиционный стандарт, что позволило республике стать источником лучших практик в области инвестиционного климата,— отмечает ведущий специалист методического отдела „Национального рейтингового агентства“ Александр Пахалов.— Эксперты отмечают высокий уровень информационной открытости региона для иностранных инвесторов. В Башкирии создан инвестиционный интернет-портал, доступный на семи языках, хотя в большинстве других регионов инвестиционная информация публикуется в лучшем случае только на русском и английском».

«Даже скептически настроенные руководители и собственники бизнеса отмечают, что правила работы в республике стали проще и понятнее,— говорит президент Торгово-промышленной палаты Башкирии Юрий Пустовгаров.— Если ты хочешь что-то сделать и у тебя есть деньги, то заходишь в республику по понятным схемам».

«Я был членом совета директоров в банке „Альфа-Банк Башкортостан“ в 2000 году и вижу в регионе значительные перемены к лучшему, — отмечает руководитель направления „Стратегический консалтинг“ холдинга KPI Владислав Варяник.— По ряду показателей Агентства стратегических инициатив Башкирия существенно опередила многие регионы РФ. Теперь надо удерживать эти позиции и улучшать по другим направлениям, так как конкуренция за право считаться инвестиционной привлекательной у российских регионов высока как никогда».

Сегодня, когда российские субъекты практически унифицировали условия для работы с инвестором, есть смысл говорить уже не об инвестиционном климате, а об инвестиционной стоимости территорий, полагает директор департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты России Алексей Вялкин. «Ее можно определить как совокупность общих материальных и нематериальных, скажем так, административных затрат, которые несет инвестор при реализации инвестиционного проекта на конкретной территории,— отмечает собеседник.— Проще говоря, это стоимость „входного билета“ на работу в том или ином регионе, ведь все имеет стоимостное выражение. Скажем, если инвестор месяцами ждет подключения к коммуникациям или перевода участка земли в категорию промышленного назначения, то он теряет вполне конкретные деньги».

Лилия Раянова, Наталья Павлова

Вся лента