Отношения с Финляндией ставят под запрет

Госдума и Совбез РФ пригрозили Хельсинки экономическими санкциями

Прежде чем отказать спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и нескольким депутатам, находящимся под санкциями Евросоюза, во въезде в Финляндию, власти этой страны проконсультировались со всеми членами Евросоюза, и трое из них — "новички" в ЕС — использовали право вето. Об этом заявил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров, отвечая на вопрос "Ъ" по итогам переговоров со своим коллегой из Люксембурга Жаном Ассельборном. Впрочем, в Москве уверены: именно Финляндия должна нести полную ответственность за принятое решение. Секретарь Совбеза Николай Патрушев вчера заявил, что РФ может ввести ограничения в торговле лесом с финнами. Использование "мер экономического воздействия" поддержали и в Госдуме.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Жан Ассельборн — старожил среди европейских министров, правительство Люксембурга он не покидает с 2004 года. За это время он неоднократно бывал в Москве и виделся с Сергеем Лавровым. Поэтому неудивительно, что даже перед журналистами министры держались подчеркнуто дружелюбно и обращались друг к другу на ты. "Я счастлив вернуться в Москву, чтобы встретиться с моим другом Сергеем,— заявил господин Ассельборн на пресс-конференции и добавил: — В последний раз я был здесь 25 февраля прошлого года — через несколько дней после трагических событий в Киеве и за несколько дней до аннексии Крыма". Сергей Лавров на эти слова не отреагировал.

Еще до начала переговоров господин Ассельборн дал понять: главной их темой станет диалог РФ--ЕС в контексте украинского кризиса. Отметив, что и Москва, и ЕС говорят о необходимости реализации минских соглашений, министр заверил: "Раз наша политическая воля едина, мы можем договориться и достичь мира на Украине".

О минских договоренностях — правда, в другом контексте — говорил вчера и Сергей Лавров. "Мы высказали удивление позицией Евросоюза, который, принимая решение о продлении санкций, заявил, что они могут быть пересмотрены, если Россия выполнит минские договоренности. Каких-либо требований о выполнении минских договоренностей в адрес Киева из Евросоюза не прозвучало,— сказал министр и резюмировал: — Чем активнее Киев торпедирует выполнение минских договоренностей, тем более виноватой оказывается Россия".

То, что многие страны ЕС сегодня действительно негативно настроены по отношению к РФ, Жан Ассельборн дал понять, отвечая на вопрос "Ъ" о скандале вокруг запрета на въезд в Финляндию членам российской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным (см. "Ъ" от 2 июля). "Думаю, это решение отражает общую атмосферу, которая существует в некоторых странах в плане отношений между ЕС и Россией",— заявил министр. Господин Ассельборн признался, что узнал о возникшей проблеме только утром, и заверил: заранее с ним никто по этому поводу не консультировался.

После этого ответное слово взял Сергей Лавров. "Я удивлен, что наших люксембургских коллег не спрашивали об этом. Мы наводили справки, и нам сказали, что спрашивали всех членов ЕС, из которых трое — "новички" в ЕС — ответили отказом (то есть выступили против допуска российской делегации в Финляндию.— "Ъ"),— заметил министр.— Но Евросоюз здесь ни при чем: Финляндия приглашала к себе не как член Евросоюза, а как член ОБСЕ. Здесь идет речь о невыполнении страной--хозяйкой международного мероприятия своих обязательств и, конечно, об элементарной невежливости".

Решение властей Финляндии вчера обсуждали и в Госдуме. Депутаты приняли весьма жесткое заявление, в котором говорится: "Сложившаяся ситуация стала следствием общей санкционной политики по отношению к России, проводимой государствами ЕС, которые подвергаются постоянному давлению со стороны США". В таких условиях, как следует из документа, "ни о каком полноценном диалоге (с правительством Финляндии и руководством ЕС.— "Ъ") речи быть не может".

Представляя проект заявления, глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков ("Единая Россия") не исключил возможности применения к Финляндии закона "О специальных экономических мерах", принятого в 2006 году в целях "обеспечения интересов и безопасности" России и "устранения или минимизации угрозы нарушений прав и свобод ее граждан". Решение об использовании положений закона принимает президент РФ, а перечень конкретных экономических мер определяется правительством. Среди них запрет финансовых и внешнеэкономических операций, прекращение действия международных торговых договоров, изменение размера таможенных пошлин, ограничение использования иностранными кораблями российских портов, а самолетами — воздушного пространства РФ, введение ограничений на осуществление деятельности в сфере туризма, отказ от участия в научных программах и проектах.

Вчера секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что Москва разработает ответные меры на действия Хельсинки и, в частности, может ввести ограничения в торговле лесом (см. стр. 1).

"Закон 2006 года, действительно, можно использовать в данном случае. Либо же надо принять другие меры в рамках контрсанкций,— заявил "Ъ" первый зампред фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов.— У Финляндии есть уязвимые места: российский кругляк (древесина.— "Ъ"), отдельные виды молочных продуктов, транспортная логистика. В целом экономика Финляндии очень тесно завязана (на РФ.— "Ъ")". Депутат подчеркнул, что "никакое действие против России не должно не остаться без ответа", так как "безнаказанность порождает распущенность", и в таком случае "нас будут унижать все больше и больше". Собеседник "Ъ" также призвал к пересмотру формата отношений с Европой и "созданию таких международных организаций, где диалог бы шел на равных и нас не могли бы исключить или подвергнуть санкциям".

Галина Дудина, Павел Тарасенко

Вся лента