«Кто умеет делать бизнес — берет и развивается»

Интервью

Андрей Косилов, владелец челябинского агрохолдинга «Равис»

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

— Насколько ваше предприятие обеспечивает себя мясом или приходится закупать сырье у конкурентов?

— Наше предприятие занимается переработкой свинины, имеет собственный агроцех и несколько свинарников. Мы практически полностью закрываем собственные потребности в этом сырье. В небольшом количестве мы закупаем только шпик в «Арианте».

— В Челябинской области самые высокие показатели по объему производства свинины в УрФО. За счет чего?

— Стандартная поддержка — субсидирование процентных ставок по кредитам. Думаю, что другие виды поддержки не особо нужны. Эта продукция сегодня имеет хорошие показатели рентабельности, а чтобы риски инвестирования при заимствовании средств были не столь значительны, государство практически на 80% сегодня субсидирует процентные ставки по инвесткредитам. Куда лучше? Самые дешевые деньги сегодня у инвесторов в АПК. Кто умеет делать бизнес — берет и развивается.

— Насколько перспективен рынок для новых проектов животноводства?

— Все, что позволяет производить рентабельную продукцию, для потенциальных инвесторов интересно. И потребители, и переработчики заинтересованы в качественной охлажденной свинине. Рынок не достиг пока насыщения. Если учитывать, что кризис рано или поздно закончится, что приведет к росту доходов, расходы населения на питание увеличатся, и качественное мясо займет здесь не последнюю строчку.

— Как введение эмбарго на импортное мясо сказалось на рынке?

— Низкосортного сырья из Европы стало поступать практически на 1 млн тонн меньше, что привело к росту цен на курицу и местное сырье свинины. Но естественным ограничителем цен выступила конкуренция. Цены сначала подросли, потом опустились до экономически справедливой цены, позволяющей иметь 10–15% рентабельность в производстве, и сегодня держатся на стабильном уровне. У тех, кто хорошо работает, рентабельность доходит и до 20%.

— В последнее время челябинские производители стали размещать площадки в других регионах. Чем это обусловлено?

— Логичное расширение бизнеса. Рынок продовольствия носит локализованный характер. Если брать птицу, свердловский потребитель с большим удовольствием ест «Рефтинскую», чем, например, «Равис». А в Челябинской области наоборот. На подсознании закрепилась мысль, что местное — лучше, поэтому локализация производства объяснима.

— Какие наиболее актуальные проблемы есть у отрасли сейчас?

— Нужно успевать за ростом. Мы докупаем современное оборудование для мясопереработки потому, что увеличили производство и реализацию готовой продукции в 2,5 раза. Я думаю, это произошло, потому что мы заморозили цены на свою продукцию на уровне прошлого года за счет поиска ресурса внутри фабрики. Например, мы за последние годы расходы по газу, воде и электроэнергии для производства килограмма мяса сократили более чем в два раза. Год назад мы делали 600 тонн продукции, а сейчас 1,2 тыс. тонн.

Интервью взяла Алена Тронина

Другие материалы по теме «АПК»



Вся лента