Татарстан достал дефицит

Правительство предлагает втрое увеличить бюджетный разрыв

Татарстан рискует вновь увеличить свой долг перед федеральным центром в связи с высоким дефицитом бюджета. Ожидается, что разница между доходами и расходами республики может достигнуть почти 18 млрд руб. против 5 млрд руб., запланированных ранее. Соответствующий законопроект направило в Госсовет правительство республики. Для покрытия дефицита Татарстану могут понадобиться новые кредиты — свыше 10 млрд руб. Эксперты затрудняются оценить перспективу их привлечения, напоминая, что «федеральный бюджет вынужден сокращать расходы».

Министру финансов Татарстана Радику Гайзатуллину предстоит объяснить Госсовету трехкратное увеличение дефицита бюджета

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Правительство Татарстана внесло в Госсовет республики проект изменений в региональный бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. Они предполагают увеличение доходов республики в 2015 году с 149,3 млрд до 172,9 млрд руб., расходов — с 154,8 млрд до 190,5 млрд руб. Дефицит бюджета в этом случае возрастает в 3,2 раза — с 5,5 до 17,7 млрд руб.

Как следует из пояснительной записки к проекту, основной причиной увеличения расходов республики станут ее обязательства по софинансированию федеральных программ. На эти цели предлагается дополнительно выделить 18 млрд руб. В частности, 5,5 млрд руб. республика направит на строительство детских садов, чтобы достичь показателей «дорожной карты» по реализации «майских указов» Владимира Путина. 3,3 млрд руб. — на капремонт и строительство школ, 1,3 млрд руб. — на поддержку сельского хозяйства и т.д. Кроме того, 2,7 млрд руб. будет направлено на ремонт дорог и внутриквартальных проездов Казани к чемпионату мира по водным видам спорта, 1 млрд руб. — на ремонт дорожной сети Набережных Челнов. Итого расходная часть увеличится сразу на 35,7 млрд руб.

Увеличение доходов республики ожидается только на 23,6 млрд руб. В частности, на 12,7 млрд руб. будут увеличены налоговые и неналоговые доходы республики. Плановое назначение по налогу на прибыль возрастет на 9,25 млрд руб., по налогу на имущество — на 900 млн руб., по акцизам — на 1,2 млрд руб. В то же время на 1,5 млрд руб. предлагается снизить прогноз налога на доходы физических лиц (до 39,8 млрд руб.). Безвозмездные поступления из федерального бюджета увеличиваются на 10,7 млрд руб. — 25 млрд руб. (дополнительные средства в основном уйдут на сельское хозяйство).

Столь резкое изменение параметров бюджета — в практике властей республики. Например, бюджет 2014 года изначально предполагал расходы в 151,8 млрд руб., однако в итоге они превысили 197 млрд руб. При этом дефицит бюджета возрос с 9,6 млрд до 16,8 млрд руб. На его покрытие, в частности, власти привлекли у федерального центра кредит в 5,3 млрд руб. (при этом изначально планировалось получить 10 млрд руб., однако этого не произошло).

В 2015 году власти планировали ограничиться кредитом в 5,1 млрд руб. Однако с предстоящим увеличением дефицита на 12,2 млрд руб. потребности в заимствовании возрастут. Законопроектом правительства предлагается увеличить заимствования еще на 10,6 млрд руб. до 15,7 млрд руб.

Новые кредиты приведут к очередному увеличению государственного долга Татарстана. При этом на 1 апреля этого года он уже составлял 96,5 млрд руб., из которых 75,4 млрд руб. — бюджетные кредиты. Правда, большую часть кредитов республика должна выплачивать только после 2023 года, поскольку те брались под Универсиаду и впоследствии были реструктурированы.

Законопроектом предполагается, что предельный объем госдолга на 2015 год будет повышен до 128,7 млрд руб. Верхний предел госдолга на 1 января 2016 года будет установлен в размере 95,4 млрд руб.

Когда республика планирует получить новый кредит и есть ли согласие федерального центра на его привлечение, „Ъ“ узнать вчера не удалось. В пресс-службе министерства финансов Татарстана заявили, что министр Радик Гайзатуллин «как раз сейчас в Москве».

Эксперты затрудняются оценить перспективы республики по новым заимствованиям. «На мой взгляд, активно используемый в последние годы механизм межбюджетных трансфертов, кредитов и иных схожих по своей сути платежей является крайне непрозрачным. Таким образом, сложно предсказать, как будут развиваться события на этот раз», — говорит финансовый аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматуллин. Он добавляет, что на фоне падения нефтегазовых доходов федеральный бюджет вынужден активно сокращать свою расходную часть.

В то же время аналитики полагают, что рост долга и дефицита бюджета «пока не несут в себе существенных рисков» для республики. «В частности, долг Татарстана все еще гораздо ниже, чем доходная часть регионального бюджета», — говорит господин Нигматуллин.

Ожидается, что законопроект правительства будет рассмотрен Госсоветом на ближайшей сессии в июле. Парламентский комитет по бюджету, налогам и финансам даст свои рекомендации в понедельник, 29 июня. Ожидается, что на заседании комитета выступит господин Гайзатуллин.

Кирилл Антонов

Вся лента