Над джазом сгустились тучи

"Усадьба Jazz" в "Царицыно"

Фестиваль джаз

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

На новом месте, в парке московского музея-заповедника "Царицыно" вместо подмосковного "Архангельского", вопреки всем сложностям, состоялся фестиваль "Усадьба Jazz". Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.

В этом году "Усадьба Jazz" уже на стадии подготовки фестиваля обрастала новостями, с одной стороны, невероятными, которые еще года три назад показались бы дикостью, сегодня же стали знамением времени, с другой — трагикомическими, причем смех этот горький и сквозь слезы. Организатора Марию Семушкину, которая уже 12 лет проводит джазовый смотр, в эфире радио РСН дозвонившийся слушатель на полном серьезе упрекал в пособничестве Западу из-за организации выступлений иностранных музыкантов. Департамент культуры Москвы в поддержке фестивалю отказал. Когда-то Сергей Капков, будучи руководителем ведомства, обещал помощь при условии проведения "Усадьбы Jazz" в Москве. И вот фестиваль уже и в "Царицыно", но помогать никто не спешит. До последнего не была согласована площадка, а руководство музея-заповедника "Царицыно" пугало отменой фестиваля. Подвела и погода.

В первый день оупен-эйра над идиллическими полянами "Царицыно" то и дело нависали апокалиптического вида тучи, свирепствовал ливень, и в целом атмосфера напоминала фильм-катастрофу "Послезавтра", которое почему-то пришло сегодня. Не в пользу "Усадьбы" проходила и afterparty оупен-эйра Park Live с норвежскими электронщиками Royksopp, оттянувшая добрую часть зрителей. Второй день ситуацию несколько поправил, но не кардинально. Фестиваль, собиравший ежегодно до 30 тыс. человек, посетили, по предварительным данным, более 15 тыс. зрителей.

В смысле лайн-апа для фестиваля, кажется, все же наступили времена "по одному большому артисту в год". Сложная финансовая ситуация позволила привести в качестве крупного зарубежного хедлайнера лишь нигерийского барабанщика Тони Аллена. В середине 1960-х они вместе с поющим саксофонистом Фелой Кути играли джаз, а потом придумали новый стиль по формуле: разнообразнейшая перкуссия и электрогитара, танцы плюс ритм-н-блюз и фанк. В итоге получился афробит, прочно вошедший в музыкальную лексику современности. Выпустивший в октябре прошлого года пятый сольный альбом "Film Of Life" 77-летний Аллен все с тем же достоинством выдает полиритмы, приглянувшиеся Деймону Албарну и Шарлотте Генсбур. К третьей композиции его бенд разошелся так, что все неприятности были забыты. Манеру Аллена отличает легкость прикосновения, внешнее спокойствие при бешеной внутренней пульсации энергии, он невероятно вынослив и техничен. Целый вихрь синкопированных ритмов продемонстрировали музыканты в композиции "Ewa" с ориентальным оттенком и вкраплением электроники, одной из лучших со свежей пластинки.

Еще больше расширившийся в параллельные стили оупен-эйр собрал на сцене "Индикатор" довольно разношерстную компанию из представителей независимой музыки. В первый день интересный сет выдала команда Race to Space, в которой поют и играют на инструментах актеры Мириам Сехон и Петр Федоров ("Россия 88", "Сталинград"), и, в отличие от выступавших параллельно на сцене "Партер" финалистов ТВ-шоу "Голос", делают они это прилично. Во второй день инди-поп-группа Mana Island, как и всегда, добавила пляжного настроения в переменчивое московское лето, а Gayana — томной вечерней чувственности.

Самыми близкими к джазовому гену фестиваля оказались скандинавы Mathias Eick Quintet с идеальным c точки зрения вкуса и звука сетом на сцене "Аристократ". Земляк Гарбарека трубач Эйк известен своим мягким обволакивающим вибрато, это свойство его игры проявилось особенно чарующе в меланхоличных, с элементами фолка композициях. Самым же зажигательным выступлением оказался выход австралийской группы с непроизносимым названием Hiatus Kaiyote. Их второй альбом завораживает, а вживую и вовсе не дает шансов остаться равнодушным к modern jazz. В их музыке есть все: босса-нова и самба, неосоул, электро и даже прог-рок. Музыканты не боятся делать смелые аранжировки песен-легенд, таких как "Thriller" Майкла Джексона, например. Вокалистка, похожая в своем эклектичном наряде на растаманку, напоминало то Ферги, то Эми Уайнхаус, то вовсе звезду авангардного джаза Аннет Пикок.

В роли же звезды, понятной и желанной для широкой публики, и хедлайнером финала выступил Антон Беляев со своей командой Therr Maitz, который в наступившую эпоху кризиса превратился стингообразную палку-выручалку чуть ли не для всех музыкальных праздников на открытом воздухе. Наконец-то и они презентовали новую песню под танцы публики, не очень понимающей, при чем тут джаз, но не стесняющейся при этом развлекаться.

Вся лента