Транспортное образование

Ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Левин — о миссии и задачах транспортных университетов

Ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Левин — о миссии и задачах транспортных университетов.

Фото: Из личного архива Бориса Левина

В условиях современных экономических и социальных вызовов, порожденных как российскими задачами, так и процессами интеграции в рамках региона МЕТР, появляются все более сложные требования к ускоренному развитию транспортной отрасли. Однако скорость реакции на изменение конъюнктуры в транспортной сфере оказывается ниже, чем, например, в банковской.

Как руководитель одного из крупнейших профильных университетов региона МЕТР я исхожу из того, что система транспорта должна развиваться с прицелом на будущие задачи, предвосхищать возникающие новые вызовы. Основным компонентом этой системы является человеческий капитал. И это не только высококвалифицированные специалисты, эксплуатирующие имеющуюся инфраструктуру и транспортные средства, но также конструкторы и строители, ученые и исследователи, интеллектуальными усилиями которых формируется будущее отрасли. Так что опережающее развитие системы транспортного образования — важнейшее условие развития научного и кадрового потенциала отрасли.

Задача повышения эффективности транспортного образования требует решения двух задач: подготовки специалиста-транспортника нового типа и повышения практической направленности вузовской науки. Подготовка нового поколения специалистов возможна при условии создания мощных, ориентированных на решение задач отрасли научно-образовательных комплексов. А придать им инновационный, практический, внедренческий и предпринимательский характер можно только за счет включения усилий нового поколения специалистов, ученых, преподавателей.

Отраслевое транспортное образование в России всегда отличала системная взаимосвязь с развитием отрасли, ориентация на интересы работодателей, опережающий характер формирования образовательной инфраструктуры, обеспечение непрерывного образования на всех уровнях, заинтересованность в проведении прикладных, востребованных научных исследований. Основная целевая задача транспортных университетов — максимальное содействие кадровому обеспечению развития транспортного комплекса страны, формирование комплекса непрерывного образования в этой сфере, продуктивная интеграция достижений транспортной науки и отраслевого образования в ходе сотрудничестве с ведущими университетами и транспортными структурами в мире.

С нашей точки зрения, наиболее емкий образ нового качества транспортного университета — обеспечение эффективного освоения расширяющегося коммуникационного пространства. Хотелось бы видеть такой университет связующим компонентом эффективного партнерства между различными видами транспорта, транспортным бизнесом и академическим сообществом, наукой и образованием, наукой и производством, фундаментальной наукой и процессом внедрения в производство в рамках инновационного цикла, национальными транспортными системами, образовательными и научными организациями различных стран. Транспортный университет должен также интегрировать новые образовательные и информационные технологии в процесс обучения, а также соединять университетское образовательное пространство и современную молодежную информационную среду. Все это и предполагает сочетание признаков непрерывного и опережающего обучения, классического и технического образования, вуза прикладных наук, инновационного и предпринимательского университета.

Достижением транспортной отрасли в России можно считать сохранение специфической отраслевой системы среднего профессионального образования. На рубеже 2010-х годов техникумы и колледжи транспортного образования вошли в состав вертикально интегрированных университетских комплексов. Кроме того, основные организации транспортного бизнеса сохранили интегрированные системы подготовки рабочих кадров в собственных образовательных подразделениях. Это позволило транспортной отрасли России избежать кадрового голода.

Достижением транспортной отрасли в России можно считать сохранение специфической отраслевой системы среднего профессионального образования

Построение организационных вертикальных связей, дополнительных возможностей продолжения образования в рамках согласованных, гармонично связанных по содержанию программ существенно оптимизирует процесс подготовки специалистов различного уровня квалификации, задает условия их адаптации к единым технологическим процессам перевозки по видам транспорта, к единым требованиям транспортной безопасности. Особое значение имеет система целевого приема на основании договорных отношений с работодателями, предусматривающих гарантированное трудоустройство. Это создает дополнительные возможности адресного развития компетенций студентов за счет дополнительных компонентов обучения, привязанной к месту будущей работы.

В российском транспортном образовании сохраняется приоритет на развитие единой многоуровневой системы непрерывного образования, к которой нужно обязательно отнести и дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации.

Существенными для достижения успеха являются такие условия, как формирование профессиональных стандартов, оснащение в сотрудничестве с бизнесом образовательных учреждений действующими образцами техники, развитие сетевых форм обучения, центров коллективного пользования. В конечном счете расширение объемов и номенклатуры профессий подготовки высококвалифицированных рабочих кадров зависит от подкрепленного партнерскими шагами заказа отрасли.

В целом стратегия такого транспортного университета заключается в переходе к формированию специалистов по самому широкому кругу направлений, способных оперативно адаптироваться к появлению новых технологий, а затем и самостоятельно совершенствовать их за счет своего личного потенциала саморазвития.

По сути, это обусловлено условиями развития транспортной сферы, которые требуют перехода от улучшающих инноваций к прорывным. В чем-то это возвращение к традициям времен зарождения современного транспорта, когда инженеры становились конструкторами и творцами техники и инфраструктуры, а потом и ее эксплуатантами. Это задача-максимум такой стратегии.

Задача-минимум — создание достаточного потенциала саморазвития на фундаменте университетских знаний, который позволял бы всем выпускникам быстрее и лучше адаптироваться к современным технологиям.

При любых обстоятельствах миссия транспортных университетов не может быть реализована в отрыве от постоянной сверки количественных и квалификационных критериев образования с бизнес-средой. Важна практическая оценка того, насколько выпускник востребован, насколько его знания и компетенции современны и насколько они обеспечивают потенциал его профессионального роста на обозримую перспективу. А далее должно последовать формирование единой системы оценки квалификации на протяжении всей трудовой карьеры работника.

Генеральный вектор развития подготовки кадров для транспортной отрасли совпадает с общими стратегическими задачами образования. В их числе:

— совершенствование подходов к реализации образовательных программ, включая развитие новых направлений подготовки, формирование модульных и дополнительных курсов, сетевые формы обучения; внедрение интерактивных, цифровых методов обучения и т. д.;

— повышение готовности студентов к эффективной практической деятельности, включая участие вузов совместно с будущими работодателями в разработке профессиональных стандартов, актуализацию учебных программ; создание базовых кафедр на производстве; развитие отраслевых лабораторий, научно-образовательных центров, специальных форм обучения и др.;

— оптимизация организационно-правовой формы вузов и совершенствование менеджмента, включая развитие института попечительских (наблюдательных) советов и эндаументов;

— развитие системы содействия трудоустройству в отрасли, включая создание центров трудоустройства в вузах; профессиональное тестирование и сертификацию; совершенствование форм мониторинга трудоустройства.

Ключевые требования к подготовке специалистов обусловлены условиями реализации перевозочного процесса как комплекса системно взаимосвязанных технологий. Речь идет о:

— сочетании фундаментальной инженерной подготовки с получением практических навыков;

— системном согласовании содержания учебных программ среднего профессионального и высшего образования;

— потребности в концентрации при вузах узкодисциплинарного профессорско-преподавательского состава;

— наличии дорогостоящего учебно-лабораторного оборудования, действующих моделей и т. д.

Миссия транспортных университетов не может быть реализована в отрыве от постоянной сверки критериев образования с бизнес-средой

Другая качественная задача — наделение обучающихся новым, более широким кругом компетенций, обусловленных динамикой отраслевой и внешней среды.

К их числу можно отнести компетенции в сфере цифровых и информационных технологий, коммуникативные и правовые компетенции, знание иностранных языков. Возрастает востребованность экономических знаний и бизнес-навыков, а также формирование навыков клиентоориентированности, повышения безопасности и иных компетенций, в основном проистекающих из корпоративных ценностей.

Важное направление — развитие межтранспортных и общетранспортных компетенций. В современных условиях большинству работников транспорта — а не исключительно менеджерам — приходится активно взаимодействовать не только со смежниками из своей компании, своего вида транспорта, но и с широким кругом организаций, причастных к транспортной деятельности, мультимодальным перевозкам, логистике, региональным транспортным сетям, транспортным коридорам.

Большое внимание уделяется развитию компетенций, касающихся международных стандартов, средств информационного обмена в условиях внедрения электронного документооборота, спутникового мониторинга перемещения грузов, маршрутизации грузового движения и т. д.

В отдельных направлениях подготовки специалистов осуществляется внедрение в обучение новых технологий. На этом, в частности, концентрируются специализированные кафедры Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), занимающиеся вопросами моделирования в сотрудничестве с ведущими компаниями. Активно внедряются параллельные вычисления, технологии обработки больших массивов данных BigData, элементы нано-, био-, информационных и когнитивных технологий NBIC (в том числе в сфере инженерной экологии), многомерного моделирования (5-, 6D). По большинству технических специальностей выполнение проектов (например, расчетов грузопотоков, работы железнодорожных станций) осуществляется на основе компьютерного симулирования проектов. С точки зрения внедрения новых материалов и технических устройств компетенции студентов развиваются в синтезе фундаментальных знаний, анализа генезиса технологий и современных достижений (наноматериалы в транспортной технике, полимерные покрытия в транспортном строительстве, космическая навигация, лазерные технологии, технологии сверхпроводников для магнитной левитации и т. д.). Внедрены в учебный процесс технологии прототипирования.

В контексте развития транспортной отрасли вряд ли следует ожидать бурного появления новых специализаций. Вместе с тем они возникают в связи с новыми видами сообщения (в том числе высокоскоростным движением), транспортно-логистическими технологиями. Можно ожидать такого расширения в перспективе в сфере мультимодальных перевозок, комплексных транспортных систем, городских систем общественного транспорта, транспортной безопасности в первую очередь на уровне магистратуры. Основная тенденция проявляется в постепенном изменении профессиональных компетенций, расширении трудовых функций, адаптации выпускников к новым техническим средствам и технологиям.

Внедрение современных информационных технологий в образовательном пространстве — одна из основных тенденций, влияние которой в перспективе будет только возрастать. Она обусловлена скоростью информационной эволюции общества, появлением интернет-поколений, называемых поколениями Z, а затем и "альфа", для которых цифровая среда является естественной. Изменились и сами транспортные технологии, в целом ряде функциональных секторов произошла смена поколений (связь, сигнализация, диспетчеризация, навигация и т. д.). И этот процесс продолжается. Речь идет о синергии четырех факторов: технологического запроса отрасли, внедрения со стороны преподавателей и студентов как носителей цифровой культуры и объективной эффективности такой технологии для трансляции знаний, отработки навыков и проверки компетенций.

Пространство для обучения студентов разделилось на две области: облачно-удаленную (облачные технологии, видеосвязь) и аудиторно-интерактивную (интерактивные доски, touch-экраны). Обе области используют интерактивные деловые игры, другие типы геймификации. Количество традиционных лекций в аудиториях с каждым годом уменьшается, лекции выкладываются на серверах или выдаются на электронных носителях для самостоятельного изучения. В МИИТе создано большое количество корпоративных web-приложений, в частности для студентов, и эти сервисы постоянно развиваются.

Внедрение современных информационных технологий в образовательном пространстве — одна из основных тенденций, влияние которой в перспективе будет только возрастать

Однако занятия в аудиториях полноценно не могут быть заменены работой в сети, поскольку помимо получения знаний необходима отработка умений и навыков, требующих непосредственного живого взаимодействия. Здесь должен быть найден баланс, в том числе для основных транспортных специальностей, в первую очередь связанных с безопасностью движения. По крайней мере, в сфере технических дисциплин говорить о перспективе полной замены "классического обучения" на дистанционное говорить преждевременно.

Если делать более отдаленный, футуристический прогноз, то новейшее оборудование может позволить голограмме преподавателя обучать и тестировать студента удаленно. Технологически мы уже можем создавать полностью виртуальное интерактивное обучение со 100% контролем.

На данный момент в МИИТе создается бизнес-инкубатор с web-ресурсом, у которого совершенно новый подход к коммуникации между менторами, преподавателями и студентами. В ресурсе инкубатора будут представлены все партнеры МИИТа, и система позволит студенту участвовать в решении бизнес-задач разных компаний. Такого рода технологии — шаг в направлении интеграции образования на пространстве региона МЕТР. А без этого нельзя говорить о повышении транспортной мобильности, ведь те, кто ее создает, должны уметь говорить на "одном языке".

Борис Левин — ректор крупнейшего в Европе и ведущего в России транспортного вуза — Московского государственного университета путей сообщения, президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта. Доктор технических наук, профессор.

Вся лента