"Не надо переоценивать ресурсную базу сланцевой нефти"

США в первый раз за 40 лет стали лидером по добыче нефти, обогнав Саудовскую Аравию и Россию. Об этом сообщается в статистическом ежегоднике компании BP. По данным исследования, с 2011 года по настоящий момент США увеличили добычу нефти на 48% — до 11,64 млн баррелей в сутки. Замгендиректора по инвестициям ИК "Универ Капитал" Дмитрий Александров побеседовал с ведущим "Коммерсантъ FM" Максимом Митченковым.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Саудовская Аравия добывает 11,5 млн баррелей, а Россия — 10,8 млн баррелей нефти в сутки.

— Поясните, пожалуйста, за счет чего США смогли настолько значительно увеличить добычу и выйти в лидеры?

— Это, естественно, объемы добычи сланцевой нефти, это добыча вязкой нефти, битуминозные пески, в том числе в северной части Соединенных Штатов. То есть с прошлого кризиса 2008 года произошла переориентация от Соединенных Штатов на внутреннее производство, на самообеспечение энергоресурсами и одновременно борьба, в том числе, в разных регионах, с ростом влияния альтернативных поставщиков энергии, в частности классических поставщиков энергии, которые обеспечивали в том числе рынок Соединенных Штатов на протяжении более чем десяти лет до этого.

Поэтому это следствие в том числе очень эффективного стимулирования на фискальном уровне внутри Соединенных Штатов тех компаний, которые заняты соответствующей добычей, и, безусловно, следствие технологического развития, которое позволило, в том числе с помощью средств горизонтального бурения и гидроразрывов пласта, в массовом уже порядке и довольно дешево производить эти работы. Плюс сравнительно высокие цены в то время, которые, естественно, удорожали транспортные расходы, и соответственно, добывая нефть даже на грани рентабельности на территории самих Соединенных Штатов, вы могли ее продавать все-таки с плюсом по отношению к той нефти, которая гораздо дешевле добывается за, скажем, 8 тыс. км и потом везется, переваривается, экспортируется.

— Господин Александров, а можно ли верить подобному отчету компании BP? Потому что мы знаем, что в России увеличивается добыча нефти, тоже у нас рекордные показатели, а из США периодически поступают сообщения о том, что там количество буровых вышек сокращается. Как-то не вяжется это с тем, что США вышли на первое место.

— Нет, это вяжется. Хитрость в том, что это, во-первых, новость среды, это данные за 2014 год.

— Да, но в 2014 году уже стала нефть падать.

— Да, если посмотреть, например, майские данные, то там Россия снова на первом месте. Очень часто манипулирование, ну не то что манипулирование, чаще всего просто недопонимание или очень вольное цитирование, происходит из-за того, что где-то учитывается тенденция, а где-то не учитывается, где-то учитываются и вязкие, и высокосернистые сорта, а где-то не учитываются. И не совсем корректные сравнения приводят иногда к тому, что кто-то резко выходит на первое место или резко увеличивает объем добычи. В целом тренды указаны совершенно верно, но на сегодняшний день точно таким же трендом является снижение добычи в Соединенных Штатах, они откатываются на третье место, но я бы здесь призвал не спорить о том, кто больше на 100 тыс. баррелей в сутки добывает на текущий момент, а то, что грамотное налоговое регулирование и благоприятное технологическое развитие или благосостояние отрасли позволяет все-таки действительно — плюс-минус эти сотни тысяч, условно, баррелей — задавать значимые тренды внутри страны, как минимум в отдельной отрасли.

— Мы знаем, что Россия планирует в этом году примерно на таком же уровне сохранить добычу нефти, а что касается Соединенных Штатов, они сейчас, как вы говорите, добычу сокращают, но что будет в среднесрочной перспективе?

— В среднесрочной это зависит очень серьезно от того, какие будут цены, потому что, если ставка Федрезерва будет все-таки поднята и при этом немножко раньше, чем реальной экономике нужно, и мы увидим небольшие, но отрицательные темпы роста в Соединенных Штатах в ближайшие, предположим, восемь кварталов, если будет неблагоприятный сценарий, то тогда цены на нефть могут уйти ниже $50 и там оставаться. И в этом случае будет безусловное сворачивание объемов добычи, то есть добыча в Штатах уйдет ниже 10 млн баррелей в сутки заведомо, при этом будет происходить укрупнение тех игроков, которые работают в сланцевой добыче и будут все равно работать в сланцевой добыче, но добыча будет снижаться, себестоимость будет постепенно падать, и потом на ценовом росте при начале нового отраслевого цикла будет вновь активное нарастание.

Но при этом не надо переоценивать ресурсную базу этой нефти, это во-первых, а во-вторых, сейчас давать прогнозы по энергобалансу ни одной страны — ни США, ни ЕС, ни Китая — больше чем на пять лет невозможно, потому что там очень велика роль специфической конъюнктуры, лоббизма. Это очень хорошо видно на примере лоббирования угольной энергетики, например, в Европе, или подавления угольной энергетики на китайском рынке, а это, безусловно, переводит соответствующее влияние и на рынок нефти, потому что это рынок наиболее лабильный, наиболее понятный, и он всегда оказывается очень чувствительным к таким резким колебаниям структуры энергобаланса в основных центрах потребления, как ЕС или Соединенные Штаты. Соответственно, это транслируется на цены.

Вся лента