Минэкономики ловит окупаемость в сетях

Чтобы понять, как выдать деньги из ФНБ

Минэкономики до сих пор не определилось, как обеспечить возвратность средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые должны быть выделены на электрификацию БАМа и Транссиба. Сейчас министерство хочет выделить в проекте некий "окупаемый этап", оплата которого за счет фонда могла бы позволить соблюсти правила расходования ФНБ. Сомнения связаны с возможной заморозкой планов добывающих компаний в регионе, за счет чего Федеральная сетевая компания могла бы получить новых потребителей. Но эксперты полагают, что проект надо считать стратегическим для развития Дальнего Востока и его финансирование неизбежно ляжет на плечи государства.

Фото: Святослав Щербаков

Вчера заместитель главы Минэкономики Николай Подгузов сообщил о новой идее министерства о том, как скорректировать выделение средств Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в "Россети") из ФНБ на электрификацию БАМа и Транссиба. По его словам, Минэкономики смотрит на проект с точки зрения обязательной возвратности средств ФНБ, но проект многоэтапный, и в нем есть возможность выделить "окупаемый этап" и предоставить средства конкретно на него. Что это за этап, он не уточнил. В Минэкономики "Ъ" подтвердили лишь, что "совместно с Минэнерго прорабатывают оптимальную схему возвратности средств ФНБ". В Минэнерго комментариев не дали.

Проект энергоснабжения БАМа и Транссиба оценивается в 127 млрд руб., ФСК подала заявку на выделение из ФНБ 40% стоимости проекта — 50,5 млрд руб. (остаток — собственные и заемные средства). Деньги из ФНБ формально могут быть инвестированы только в окупаемые инвестпроекты, то есть примерно соответствующие требованиям крупных инвестфондов. Как и в случае с ОАО РЖД, ведущего на средства фонда модернизацию БАМа и Транссиба, коммерческие перспективы проекта ФСК зависят от реализации компаниями планов по освоению месторождений региона: у сетей рост должен идти за счет техприсоединения новых потребителей, у ОАО РЖД — за счет роста грузопотока. Но еще в 2014 году эти планы вызывали сомнение у Deloitte: аудитор проектов ОАО РЖД счел риски заморозки части проектов высокими, а ожидаемый грузопоток — завышенным на 25 млн тонн (см. "Ъ" от 24 января 2014 года). Отсутствие нужного числа потребителей — основной источник сомнений и в окупаемости электрификации проекта, говорит собеседник "Ъ" в профильных ведомствах.

Но ОАО РЖД добиться денег ФНБ удалось: правительство в декабре 2014 года утвердило выделение 100 млрд руб. на БАМ и Транссиб, в 2015 году должно быть направлено 7,5 млрд руб. на развитие восточной части БАМа. В марте ФСК и ОАО РЖД договорились о синхронизации проектов, но заявка ФСК до сих пор не удовлетворена. В конце апреля глава ФСК Андрей Муров говорил, что пока в инвестпрограмме компании предусмотрено на этот проект 34 млрд руб. и, если средства ФНБ не выделят, будут построены только объекты, обеспеченные этим финансированием. В ФСК проект называют стратегическим, добавляя, что Минэнерго его поддерживает и решение за правительством, но не уточняют, какой этап проекта может быть сочтен самоокупаемым.

По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, развитие БАМа и Транссиба — геополитическая задача, направленная на удержание Дальнего Востока в рамках единой страны, и как таковая и должна рассматриваться. Реализация таких проектов возможна лишь за счет госсредств вне зависимости от того, каков их конкретный источник, считает он, поясняя, что в текущей экономической ситуации любая крупная стройка означает рост ВВП и может рассматриваться как средство поднятия экономики.

Наталья Скорлыгина, Юрий Барсуков, Анастасия Фомичева

Вся лента